Форум » Театр Вахтангова » 3(сент.2014-март2015) Театр. Сегодня и вчера. (продолжение-2) » Ответить

3(сент.2014-март2015) Театр. Сегодня и вчера. (продолжение-2)

респект: http://www.vakhtangov.ru/

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

респект: https://vk.com/vahtangovteatr март 2015 http://www.vakhtangov.ru/news/2343 Театр имени Евгения Вахтангова привезет в Екатеринбург два спектакля Римаса Туминаса. Служба новостей «АПИ», Екатеринбург Гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова пройдут в Екатеринбурге с 19 по 22 марта. Уральцев ждут сразу два спектакля, поставленных Римасом Туминасом - «Дядя Ваня» и «Ветер шумит в тополях», - сообщили АПИ в концертном агентстве «Премиум». «Событие это из разряда уникальных. В гастрольном графике театра сегодня почти нет свободных дат: «вахтанговцев» восторженно принимают США, Канада, Германия, Франция, Испания, Италия, Израиль и Куба, именитые театральные фестивали и многочисленные зрители в городах России. И это неудивительно: с самого своего основания, вот уже почти 100 лет, театр заставляет рукоплескать Москву, а за ней и весь остальной мир», - рассказали в концертном агентстве. В спектакле по пьесе Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня» зрители не сразу узнают знакомых персонажей, а известные слова звучат неожиданно. Римас Туминас прочел текст с листа, очистил сцену от быта, оставив поле битвы страстей, разбитых иллюзий, неслучившихся надежд. «Дядя Ваня» нужен сегодня, чтобы поддержать нас, чтобы мы не стали циничными, грубыми, бессовестными людьми. При всех выпавших на его долю жизненных обстоятельствах он не растерял качества достойного человека и продолжал работать. «Надо дело делать!» - пусть это будет девизом и нашего театра», - рассказывает о спектакле режиссер Римас Туминас. В спектакле заняты Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Владимир Вдовиченков, Людмила Максакова, Анна Дубровская, Евгения Крегжде и другие. Спектакль «Ветер шумит в тополях» поставлен по пьесе французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Ее герои ежедневно собираются на террасе дома, обсуждают новости, шумят, строят планы. Они уже немолоды, но жизнь их будоражит, мешает унынью. Историю поведают Владимир Вдовиченков, Максим Суханов и Владимир Симонов. Спектакль поставлен в 2011 году. Спектакли состоятся на сцене Екатеринбургского Дворца молодежи.

респект: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=811012782269606&id=142243042479920 13.3.2015 „Vilniaus maюojo teatro gimimas – tai realaus юmogaus svajonлs бsikыnijimo istorija. Tas юmogus – Rimas Tuminas“, - raрo юurnalistл Rыta Kliрytл straipsnyje „Maюajame teatre nebus mirties“ („Valstieиiш laikraриio“ priede apie gyvenimo bыdа ir kultыrа). „Sutemoms aplink tirрtлjant, pasaulyje gausлjant liыdesio, jo kыryboje vis daugiau to amюino rasos рvytлjimo, kurб, viliamлs, dar ilgai atspindлs ir stiklinis Maюojo teatro kupolas“.

респект: https://www.facebook.com/142243042479920/photos/a.143174425720115.15269.142243042479920/811317772239107/?type=1&theater 14.3.2015 Vilniaus maюasis teatras "Jeigu teatro kыrinб бsivaizduotume kaip namа, galлtume sakyti, kad reюisieriaus Rimo Tumino statiniai transliuoja рviesа, рilumа, tikлjimа - papildinius bыties, kuriш visais laikais labiausiai trыksta юmogui. Visш, pasiilgusiш юmogui gyvybiрkai bыtino, tikro, бkvepianиio teatro laukiame VMT premjeriniame spektaklyje "Minetis" pagal Thomo Bernhardo pjesж, kovo 27, 28 dienomis..."


респект: https://www.facebook.com/142243042479920/photos/pb.142243042479920.-2207520000.1426360159./787165344654350/?type=3&theater

респект: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/129791/brand_id/24835/type_id/2 11.03.2015 К юбилею Юлии Борисовой 17 марта юбилей отмечает народная артистка СССР Юлия Борисова. К этой дате на телеканале "Россия К" – программы "Творческий вечер Юлии Борисовой в Доме актера" (17 марта, 20:40) и Хрустальный бал "Хрустальной Турандот" в честь Юлии Борисовой (21 марта, 18:05), художественный фильм "Идиот" (16 марта, 23:45, 17 марта, 17:00) и спектакль "Милый лжец" (21 марта, 15:55). Народная артистка СССР Юлия Борисова – ярчайший представитель вахтанговской школы, в традициях которой, по словам актрисы, играют "и душой, и сердцем, и нервами". Ее уникальному дарованию подвластно как максимальное душевное обнажение, почти публичная исповедь, так и яркая бурлескная театральность. Всю свою жизнь Борисова верна театру им. Евг. Вахтангова, на сцене которого воплотила самые полярные женские образы – от принцессы Турандот до Клеопатры. На протяжении десятилетий она была лучшей исполнительницей знаковой для театра роли Турандот. В кино Юлия Борисова снималась, к сожалению, очень мало. В ее биографии только две большие кинематографические работы – Настасья Филипповна в "Идиоте" Ивана Пырьева (16 марта, 23:45, 17 марта, 17:00) и прообраз Александры Коллонтай в фильме Георгия Натансона "Посол Советского Союза". Но даже если бы она сыграла одну только Настасью Филипповну, имя Борисовой все равно было бы вписано в золотой фонд отечественного кино. Эта роль – одна из сложнейших в мировом кинематографе, и Юлия Борисова исполнила ее блестяще. Долгие годы трудно было представить себе эту героиню в исполнении другой актрисы. В программе "Творческий вечер Юлии Борисовой в Доме актера" (17 марта, 20:40) актриса предстает как блистательная рассказчица, искренняя и трогательная, остроумная и серьезная. Юлия Константиновна говорит о своей семье, о любви, об особой атмосфере вахтанговского театра, о роли сцены и кино в своей жизни, об актерской профессии. "Актерская профессия – единственная на земле воскрешает человеческий дух на сцене. Путь к душе зрителей определяется духовным потенциалом самого актера – его болью, страданием, радостью. От его эмоционального накала, духовного мира зависит то, как он заговорит со зрительным залом". Маргарита Эскина называла Борисову человеком-ориентиром в актерской профессии: "В жизни, профессии, содружестве актерском должны быть люди-ориентиры, люди, чья человеческая и профессиональная планка дают вам возможность точки отсчета. Вот Борисова – это точка отсчета актерской профессии. Она осталась верна вахтанговской школе и театру не столько с точки зрения профессиональных особенностей, стиля и манеры, она осталась верна духу как коллектива, как театра, как человеческому сообществу, в который она когда-то пришла". 21 марта в 15:55 в эфире – спектакль Адольфа Шапиро "Милый лжец" с участием Юлии Борисовой и Василия Ланового. По пьесе Дж. Килти, в основе которой – переписка знаменитого английского драматурга Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбел. После спектакля в 18:05 – в честь Юлии Борисовой. "Хрустальный бал "Хрустальной Турандот". Поздравить несравненную актрису собрались актеры разных театров и поколений – Василий Лановой, Петр Фоменко, Кирилл Пирогов, Евгений Князев, Михаил Филиппов, Анна Дубровская, Нонна Гришаева, Юлия Пересильд. Для кого-то Юлия Константиновна – вечно недосягаемый идеал, для кого-то – удивительный партнер по сцене. Василий Лановой поздравляет любимую актрису от себя и от Пушкина: "…Отечество почти я ненавидел. Но я вчера Борисову увидел, и примирен с отечеством моим...". Наследница Юлии Борисовой по роли Турандот Анна Дубровская тоже не удержалась от стихов: "Да вот она, единственная, вот. Прекрасней всех прекрасных Турандот. И сколько б Турандот мы не играли, лишь Юлия стоит на пьедестале... Юлия Борисова – это имя свято! Соткано кулисами, сценой и Арбатом". Принимают участие актеры Московского театра "Сатирикон", "Лаборатории Дмитрия Крымова", Московского музыкального театра "Геликон-опера", студенты Театрального института им. Б. Щукина. Ведущая вечера Мария Аронова.

респект: https://www.teatrall.ru/post/1749-teatr-vahtangova-vnov-priglasili-s-gastrolyami-v-ameriku/ 16 марта 2015 Театр Вахтангова вновь пригласили с гастролями в Америку Артисты представят в Нью-Йорке спектакль «Улыбнись нам, Господи» «После оглушительных гастролей со спектаклем “Евгений Онегин” московский Театр имени Вахтангова возвращается в США с новым спектаклем – “Улыбнись нам, Господи”», – пишут на сайте New York City Center. Гастроли Театра Вахтангова в Америке состоятся с 5 по 7 июня в рамках ежегодного фестиваля искусств Cherry Orchard («Вишневый сад»). Артисты уже принимали участие в этом фестивале в прошлом году, когда привозили в Нью-Йорк «Евгения Онегина». На этот раз труппу Римаса Туминаса пригласили представить новый спектакль – «Улыбнись нам, Господи», премьера которого состоялась год назад. Гастроли пройдут в одном из престижных залов Нью-Йорка – New York City Center. «Улыбнись нам, Господи» – пьеса по роману русского и литовского писателя Григория Кановича. В центре сюжета – судьба стариков-евреев, которые, отправляясь на поиски сына одного из них, вспоминают о своей молодости, о несбывшихся надеждах и потерях. «В этой истории один сюжет – дорога к детям и один смысл – философия жизни, где каждому уготовано свое место», – говорят создатели постановки. В спектакле принимают участие Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Алексей Гуськов, Владимир Князев, Виктор Сухоруков, Григорий Антипенко, Виктор Добронравов, Юлия Рутберг.

респект: http://tribuna.ru/news/2014/12/19/58002/ 19 декабря 2014 Премия "Фигаро" попадет в руки Демидовой, Максаковой, Туминаса, Певцова и Боярской Михаил Садчиков Рудольф Фурманов, народный артист России, директор-художественный руководитель Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова специально для "Трибуны" рассекретил список лауреатов российской национальной актерской премия имени Андрея Миронова «Фигаро». Эта театральная премия за исключительные достижения в области актерского искусства ежегодно вручается в городе на Неве 8 марта, в день рождения А.А.Миронова, на сцене театра его имени. Автор фото: Михаил Садчиков - В отличие от учредителей многих премий, мы не стремимся сохранить интригу до момента вскрытия на сцене конверта с именем лауреата, - сказал Рудольф Фурманов, - Наши лауреаты уже доказали свою неповторимость, заняли свое место в театральном искусстве, и мы не хотим устраивать странных соревнований между большими мастерами, а просто награждаем лучших из лучших. За четыре года существования премии "Фигаро" ее лауреатами были: Юрий Яковлев, Игорь Кваша, Василий Лановой, Валентин Гафт, Олег Басилашвили, Олег Табаков, Николай Караченцов, Вера Васильева, Юрий Соломин, Людмила Чурсина, Инна Чурикова, Эдвард Раздинский, Левон Оганезов, Юлиан Панич, Эммануил Виторган, Лев Додин, Валерий Фокин, Светлана Крючкова, Мария Миронова, Евгений Миронов, Ирина Пегова, Сергей Безруков, Игорь Скляр, Данила Козловский. И вот недавно попечительский совет премии "Фигаро" под председательством Валентина Гафта утвердил имена тех мастеров, что станут лауреатами пятой премии "Фигаро", и для читателей "Трибуны" я с радостью раскрываю карты. 8 марта будущего года, в Петербурге, мы наградим блистательную Аллу Демидову, Римаса Туминаса, главного режиссера Театра имени Евгения Вахтангова, актрису Театра имени Вахтангова Людмилу Максакову, актера Театра "Ленком" Дмитрия Певцова, актрису Евгению Игумнову (она прекрасно справилась с ролью Анны Карениной в спектакле "Алексей Каренин" Василия Сигарева на сцене "Русской антрепризы"), пианиста Юрия Маевского, драматурга и режиссера Виктора Мережко, актрису Малого драматического театра - Театра Европы Елизавету Боярскую. 8 марта 2015 года моему другу Андрею Александровичу Миронову могло бы исполниться 74 года. Прекрасный возраст для актера, каким он был, для режиссера, руководителя театра, каким мог бы стать. И хотя Андрюши нет с нами вот уже 27 с половиной лет, мы его помним, любим, чтим. И стремимся соответствовать той высокой планке, которую он поднял в своем искусстве, которая и стала ориентиром для лауреатов премии "Фигаро". P.S. от автора. За пять лет существования премия "Фигаро" доказала свой высокий статус уже хотя бы тем, что здесь практически не бывает "неявок". Несмотря на необычный и, прямо скажем, не самый удобный день вручения премии (8 марта - у всех праздник, а у актеров еще и спектакли, гастроли!), практически все лауреаты приезжают на церемонию вручения, почитая за честь принять фарфоровую статуэтку из расписного бисквитного фарфора, изображающего Андрея Миронова в его коронной роли Фигаро (премия не имеет денежного эквивалента). Петербургская премия к себе манит лучших мастеров отечественного театра еще и потому, что в этот вечер им удается погрузиться в уникальную атмосферу театра, где все окружено любовью к Андрею Миронову, его творческому наследию (фотографии, афиши, костюмы), а также любовью к театру 70-80-х годов прошлого столетия - времени творческой активности Андрея Александровича. Список лауреатов-2015, несомненно яркий, достойный. Одно "но": время летит вперед, остается все меньше мастеров, с которыми судьба сводила Андрея Александровича. И как-то странно, что до сих пор среди лауреатов премии нет Ларисы Ивановны Голубкиной, народной артистки России, вдовы Андрея Миронова, нет и Александра Анатольевича Ширвиндта, народного артиста СССР, худрука Театра Сатиры, нет народной артистки России Нины Николаевны Ургант, нет композитора Александра Наумовича Колкера... А ведь время неумолимо, и не лучше ли, позабыв какие-то старые внутрицеховые обиды и личные отношения, поспешить отметить достойных и любимых самим Мироновым людей!

респект: http://tribuna.ru/news/2015/03/10/62753/ 10 марта 2015 Театральную премию "Фигаро" вручили в Санкт-Петербурге Михаил Садчиков, Татьяна Мироненко В Театре "Русская антреприза" имени Андрея Миронова на Петроградской стороне, в праздничный вечер 8 марта, была вручена самая знаменитая петербургская премия – "Фигаро". Автор фото: Михаил Садчиков, Татьяна Мироненко К участникам торжественной церемонии телеграммой обратился Президент РФ Владимир Владимирович Путин: "Сердечно приветствую вас в Северной столице – на торжественной церемонии вручения Российской национальной премии имени Андрея Миронова "Фигаро". В нашей стране по праву гордятся именами замечательных актеров, вписавших яркие страницы в историю отечественного театра. Они завоевали искреннюю любовь зрителей многих поколений. А их творческое наследие навсегда останется неотъемлемой частью отечественной культуры. Премия "Фигаро" вручается за значительные достижения в области сценического искусства. И отрадно, что она присуждается не только известным мастерам, но и молодым талантам. Именно им – беречь и развивать уникальные традиции российского театра, заложенные такими выдающимися мастерами, как Андрей Миронов. Поздравляю лауреатов с заслуженной наградой, желаю вдохновения и новых успехов. А всем участникам церемонии – добрых, незабываемых впечатлений". На небольшую сцену мироновского театра за пять часов церемонии поднималось настоящее созвездие: Александр Ширвиндт, Олег Басилашвили, Римас Туминас, Владимир Васильев, Елизавета Боярская, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Евгения Игумнова, Дмитрий Певцов, Владимир Андреев, Мария Лаврова, Виктор Мережко, Андрей Могучий, Валерий Фокин, Фабио Мастранджело, Семен Альтов, Сергей Шолохов, Александр Сокуров, Василий Сигарев, Ирина Соколова, Ирина Мазуркевич, Игорь Скляр, Юрий Гальцев. Вели церемонию Олег Куликович и Инна Волгина. По традиции премию вручили в трех основных номинациях. "Лучшие из лучших" (за блистательно исполнение ролей на российской театральной сцене), "За служение русскому репертуарному театру" и "За служение театральному Отечеству". "Лучшими из лучших" названы: Ирина Соколова, Елизавета Боярская, Дмитрий Певцов, Мария Лаврова, Евгения Игумнова и Вохобжон Азимов (он – заслуженный артист России, актер Озёрского театра драмы и комедии "Наш дом" из Челябинской области). А "Самым лучшим" стал неподражаемый Александр Анатольевич Ширвиндт, народный артист России, художественный руководитель Московского театра Сатиры, отметивший прошлым летом свое 80-летие, но не растерявший ни бодрости духа, ни искрометного юмора. В номинации "За служение русскому репертуарному театру" статуэтку "Фигаро" получил: художественный руководитель государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова Римас Туминас (премии буквально сыпятся на голову литовского мастера!), а также и актер театра и кино, театральный педагог, народный артист СССР Владимир Андреев (он прибыл в Петербург вместе со своей супругой, культовой актрисой театра и кино Натальей Селезневой – в браке они с 1968 года!). Примадонны Людмила Максакова и Ирина Купченко были отмечены в разделе "За служение театральному Отечеству". На сайте Театра имени Миронова накануне праздника сообщалось, что компанию Людмиле Васильевне и Ирине Петровне составит не кто иной, как Алла Демидова, однако Алла Сергеевна на Большом проспекте Петроградской стороны в этот вечер замечена не была (редкий случай: обычно на "Фигаро" – "стопроцентная явка"!). Народный артист СССР, поистине гений сцены Владимир Викторович Васильев в Петербурге награжден премией "Фигаро" в номинации "Бог танца. Мастер. И Икар…". Главный приз премии "Фигаро" в этом году получил также народный артист России, сценарист, драматург, актер Виктор Иванович Мережко, создавший своим пером такие культовые картины, как "Полеты во сне и наяву", "Родня" и многие другие. Спецпризы нашли также Юрия Маевского, аккомпаниатора Андрея Миронова, создателя журнала "Сеанс", киноведа и основателя центра "Антон тут рядом" для детей-аутистов Любовь Аркус, драматурга Василия Сигарева. Молодая певица и актриса Эстер Устаева, ученица оперной Примадонны Ирины Богачевой, получила весьма оригинальный "Приз Холдена". На церемонии царил дух творчества, импровизации (чего стоит одно только громоподобное появление в рядах публики базарного вида дамочки, которая на поверку оказалась героиней нового спектакля "Баба Шанель" Театра на Петроградской!) юмора, и, можно сказать, она была задумана и воплощена в "стиле Андрей Миронова". Многих озадачил дирижер, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра Мюзик-холл Фабио Мастранжело. Самый знаменитый итальянец в России заметил, что у него на Родине ударение в слове "Фигаро" делает на первом слоге, а не на последнем, как то и дело произносили гости и лауреаты. Корреспонденты "Трибуны" попытались тут же найти ответ в Интернете, и, если верить глобальной сети, то ударение на первом слоге делается, когда речь идет об оперном персонаже. А если вести разговор о театральном герое, то правильней будет перенести ударение на завершающий слог. Как говорится, возможны варианты! Впервые на премии "Фигаро" был вручен спецприз в номинации "Актерское братство". Из рук Рудольфа Фурманова оригинальную статуэтку получил Александр Ширвиндт. Это композиция, над которой работали скульптор Галина Ивлева и художник София Колчина, высотой 40 сантиметров. Она изготовлена в единственном экземпляре на Императорском Фарфоровом заводе в кратчайшие сроки. Фарфоровая скульптура изображает Александра Ширвиндта и Андрея Миронова в сцене из легендарной "Женитьбы Фигаро". Роспись закончена 28 февраля нынешнего года. В этот вечер премии сыпались как из рога изобилия… И все же корреспонденты "Трибуны" не забывали о том, что написали в анонсе премии "Фигаро": "… как-то странно, что до сих пор среди лауреатов премии нет Ларисы Ивановны Голубкиной, народной артистки России, вдовы Андрея Миронова… нет и народной артистки России Нины Николаевны Ургант, нет композитора Александра Наумовича Колкера... А ведь время неумолимо, и не лучше ли, позабыв какие-то старые внутрицеховые обиды и личные отношения, поспешить отметить достойных и любимых самим Мироновым людей!"

респект: https://www.teatrall.ru/post/1764-segodnya-yulii-borisovoj-ispolnyaetsya-90-let/ 17 марта 2015 17 марта легендарной актрисе театра и кино Юлии Борисовой исполнилось 90 лет В свой юбилей прима Театра имени Вахтангова вновь выйдет на сцену Легендарная «принцесса Турандот» сыграет Клару в спектакле «Пристань», концовка которого в этот раз будет необычной. Юлия Константиновна Борисова родилась в Москве 17 марта 1925 года. Еще до окончания учёбы в Щукинском театральном училище была принята в труппу Театра им. Вахтангова, которому хранит верность по сей день. Среди огромного количества ролей, которые сыграла актриса в этом театре, - Турандот, Настасья Филипповна, Виринея, Клеопатра, Валя в «Иркутской истории» А. Арбузова, Гелена в «Варшавской мелодии» Л. Зорина, Мария в «Марии Тюдор» Виктора Гюго. Многие спектакли худрук театра Вахтангова Рубен Симонов и его сын режиссёр Евгений Симонов ставили специально для Борисовой. Юлия Борисова почти всегда отказывалась от киноролей, считая себя театральной актрисой, а с 1980 и вовсе перестала сниматься. Тем не менее ее роли в кино запомнились всем. В Елену Кольцову из фильма «Посол Советского Союза» зрители влюбились сразу, а её Настасья Филипповна в «Идиоте» до сих пор считается лучшей. «Актер должен быть закрытым, он должен нести секрет, чем он творит. Вот в Юле все это собрано в идеальном варианте, в идеальном порядке. Доброта и гражданственность, любовь к творчеству, играет, когда больная, потому что есть чувство долга – всё это создает вот эта стройная, хрупкая женщина, всё в ней собирается», - говорит об актрисе еще один знаменитый «вахтанговец» Василий Лановой. А актриса Людмила Максакова так описывает королеву Вахтанговского театра: «Вообще, это уникальное явление, чтобы человек, долетев в своей художественной и нравственной жизни до больших высот, смог там долго удерживаться. Даже примеров таких нет. Наши с ней спектакли — «Без вины виноватые», «Принцесса Турандот», другие, и я всегда вижу полную гармонию человека и актрисы. Обычно что-то приносится в жертву, но в данном случае мы видим редкое умение сочетать дом и сцену. Хотя Юлия Константиновна сама говорит, что предпочитает дом. Скажем, мне как актрисе нужен режиссер (я сама себе недостаточно доверяю). А вот Юлия Константиновна такой мастер, что сама умеет делать роли, знает, чего хочет. Она — адвокат своих ролей. Между нами большая дистанция, но я всегда смотрела на нее снизу вверх». 17 марта Юлия Борисова сыграет на сцене родного театра Клару в спектакле «Пристань» по мотивам произведений Ф. Достоевского, А. Пушкина, И. Бунина, Бертольда Брехта, Фридриха Дюрренматта, Артура Миллера и Эдуардо де Филиппо. Специально к юбилею актрисы художественный руководитель постановки Римас Туминас и режиссёры В. Иванов, А. Кузнецов А. Дзиваев и В. Ерёмин преподнесут зрителям сюрприз, изменив концовку спектакля.

респект: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/130182 17.03.2015 Юлия Борисова принимает поздравления с юбилеем Есть женщины, о которых можно высказываться только в одном жанре, - объяснения в любви. Так говорят коллеги о Юлии Борисовой. Сегодня «эталонная» актриса вахтанговской сцены принимает поздравления с юбилеем. На протяжении десятилетий лучшая исполнительница знаковой для театра роли Турандот носила вполне «официальный» титул - «принцессы вахтанговцев». Затем, разумеется, стала «королевой». А у королев нет возраста. Подтянутая и элегантная Юлия Борисова несколько раз в месяц – на сцене вахтанговского театра. Это – бенефисные выходы. Зал замирает, видя тонкую и изящную игру в роли миллионерши Клары в «Пристани», и восхищается смелостью актрисы, которая так легко идет на эксперименты: в «Евгении Онегине» народная артистка Советского Союза – будто двойник пушкинской Татьяны - на бис читает строфы про страшный сон героини. Биография Юлии Борисовой кажется идеальной: никаких невероятных усилий на пути к славе, никаких «желтых» фактов личной жизни. Пришла – увидела – победила. Щукинское училище и сразу – Вахтанговский театр, и сразу – из молодых актрис в знаменитые. С 47-го она, в основном, в главных ролях – это Турандот и Настасья Филипповна, Гелена в «Варшавской мелодии» Зорина и Валя в «Иркутской истории» Арбузова. Режиссеры многие спектакли ставили специально с расчетом «на Борисову». «Она делает все в полную силу, в полную ногу. Она ничего не позволяет себе сделать просто так. Фоменко ставил ей невероятные задачи: залезть на шкаф. Она полезла на лестницу. "Давайте, ставьте лестницу!" И стала там работать», - вспоминает народный артист России Евгений Князев. Ее преданность театру поражает! В кино - всего две значительные работы, после которых даже не театралы стали поклонниками Борисовой. Ее Настасья Филипповну в «Идиоте» Пырьева до сих пор называют лучшей из лучших. А фильм «Посол Советского Союза», в котором Юлия Борисова сыграла женщину-дипломата, прообраз Александры Коллонтай, стал одним из лидеров проката 1970 года. Между этими ролями – промежуток больше 10 лет. Борисову заваливали предложениями о съемках, а она отвергала один сценарий за другим и жила театром, как аскет, никого не впускающий в свою келью. «Актер должен быть закрытым, он должен нести секрет, чем он творит. Вот в Юле все это собрано в идеальном варианте, в идеальном порядке, - убежден народный артист СССР Василий Лановой. - Доброта и гражданственность, любовь к творчеству, играет, когда больная, потому что есть чувство долга – все это создает вот эта стройная, хрупкая женщина, все в ней собирается». Истинно вахтанговская актриса – это бренд, в котором зрелищная игра соединяется с чувством формы. Юлия Борисова, способная на озорство и кураж, абсолютно свободная на сцене, и по сей день в частную жизнь допускает лишь близких. И избегает лишнего сияния славы.

респект: https://vk.com/public43163643 http://www.1tv.ru/news/culture/279863 17 марта 2015 Легенда Театра имени Вахтангова, актриса Юлия Борисова, отмечает 90-летний юбилей Сегодня юбилей отмечает актриса, имя которой вот уже почти семь десятилетий неразрывно связано с Вахтанговским театром - народной артистке СССР Юлии Борисовой 90 лет. Войдя в труппу сразу после Щукинского училища, она создала десятки ярких образов. Борисова до сих пор играет в ведущих постановках театра. В своём поздравлении Президент отметил, что актриса принадлежит к плеяде выдающихся мастеров, которые хранят традиции российской сцены. Юлия Борисова, которую коллеги называют "примой" и "легендой", никогда не даёт интервью. Уговорить её публично отмечать юбилей оказалось делом непростым. Она согласилась лишь после того, как её убедили, что это нужно театру и зрителям. В честь Юлии Константиновны в спектакле "Пристань" был сделан новый финал. Какой - станет известно лишь во время торжественного вечера. К юбилею актрисы приурочена и выставка в Вахтанговском театре. На разных этажах представлены сценические костюмы, в которых она блистала в "Принцессе Турандот", "Милом лжеце" и других известных постановках. Поклонники творчества Борисовой могут увидеть уникальные фотографии, сделанные во время её спектаклей в разные годы.

респект: http://www.tvc.ru/news/show/id/63761 17 марта 2015 Актриса Юлия Борисова отмечает 90-летний юбилей 17 марта одна из самых красивых и загадочных актрис - Юлия Борисова - отмечает свой юбилей - 90 лет. День рождения она встречает на сцене родного театра Вахтангова, которому посвятила 66 лет своей жизни. Юлия Борисова отмечает сегодня свой 90-летний юбилей на сцене - в спектакле "Пристань". В честь именинницы вахтанговцы решили изменить финал постановки, исполнить Верди. Для актрисы, славящейся своей красотой, гордостью и несгибаемостью, это абсолютно естественный выбор. Она отдала своему театру целую жизнь - 66 лет Борисова служит Вахтанговскому. Верна себе во всем: неизменно срывает аплодисменты, на публике - всегда великолепна, с улыбкой и прямой спиной, но... ни одного интервью. Ни при каких обстоятельствах. У неё было не так много ролей в кино. Но зато - каких! Настасья Филипповна в "Идиоте" Пырьева стала настолько точным попаданием в образ, что режиссеры до сих пор не видят альтернативы. А Елена Кольцова, чьим прототипом послужила Александра Коллонтай в фильме "Посол Советского Союза", по-прежнему вызывает восхищение и гордость. В любой роли Борисова - живая, остроумная, и всегда - невероятно обаятельная. Коллеги и друзья говорят о Борисовой с придыханием. Да они, похоже, и смотрят на неё так же. С трепетом. "Она меня всегда поражала удивительным даром и обаянием, и удивительной отдачей. Она влюбляла в себя партнёра и сама влюблялась в него", - рассказывает народный артист РСФСР Вячеслав Шалевич. Она действительно - живой человек. Но во многом - безупречный. Чего ей это стоило и стоит, она никогда не расскажет. Неподражаемая и блистательная Юлия Борисова. Человек-загадка. Ольга Стрельцова, Александра Сергомасова, Сергей Давидяк, "ТВ Центр", Москва.

респект: http://www.rg.ru/2015/03/17/borisova.html#/4866_ae6eea5d/1/ 16.03.2015 Дар Турандот и тайный код Юлия Борисова празднует головокружительный юбилей Девяносто - Юлии Борисовой. Трудно что-то добавить к этому имени и этой дате - так царственно сияет в них жизнь и судьба. И вечная загадка: как она выучились этой героической повадке, этой королевской стати, которую можно стяжать только правом крови, или силой духа? При гордой поступи и царственности Борисова - обладательница странного, мальчишески ломающегося голоса, точно в глубине ее свернулся подросток, не терпящий компромиссов, звонко бросающий вызов врагам. У Юлии Борисовой, пришедшей в Театр им. Вахтангова сразу после войны, навсегда остался этот звонкий, почти детский голос подвига, о котором мечтали миллионы девочек и мальчиков воевавшей страны. И голос мечты. Такой и стала сыгранная ею уже в 60-е годы принцесса из сказки Гоцци. Трудно представить себе Турандот уже не с ее - Борисовой - голосом и гордой, строптивой и озорной статью. Турандот стала ее маской, но задолго до нее, в 1958 году, она уже сыграла принцессу - гордую, бесстрашную, озорную, ранимую и трагически одинокую Настасью Филипповну в спектакле "Идиот". Позже, уже в середине 60-х, Иван Пырьев снял ее в одноименном фильме, но и там она продолжала нести тот же свет озорной девочки-подранка. И не то чтобы она думала об этом, но само собой получилось, что смиренная и смелая Борисова создала не просто галерею характеров, где каждый явно и неуловимо отличается от другого, но маску самой Юлии Борисовой. Да, именно так - в согласии с эстетикой Карло Гоцци и намерениями Евгения Вахтангова она создала маску. Какова она? А вот: быстрый, реактивный ум, острый, веселый, лучистый, сияющий взгляд, озорство и удаль, скрытые боль и опыт, детский порыв, стояние на краю подвига, никакой жертвенной позы, в голосе - вызов. Разве не таковы ее Клеопатра, сыгранная с Михаилом Ульяновым, и с ним же - Гелена в "Варшавской мелодии"? Конечно, и другие бывали, и в них властность и царственность доминировала над всем остальным. Но все же лукавая и смелая, героическая и в самой глубине сохранившая одинокую и бескомпромиссную душу подростка - такой Борисову знает большинство ее зрителей. Но как она сама говорит про свою профессию, актера творит человеческая глубина. Вот этой волнующей глубиной наполнены все ее роли. Мы не знаем, кто и какая она на самом деле, Юлия Борисова. Более закрытой актрисы трудно себе представить. В кино почти не снималась, и кроме Коллонтай и все той же Настасьи Филипповны в пырьевском фильме, в память киноискусства не вошла. Возможно, в силу монастырской строгости своего личного "устава", возможно, потому, что ее актерский дар - слишком театральный, "так сейчас не носят" - не подошел все более опрощающемуся кинематографу. В самом деле - кому сейчас нужны дивы вроде Греты Гарбо или Марлен Дитрих? Способность поднять человеческое существо до экзотического, волшебного цветка или инкрустировать его такими самоцветами, о которых никто и не знал, - это забытое искусство театра-праздника, каким его исповедовал Вахтангов. Юлия Борисова - именно дива. Манерное щебетание на вершинах регистра как будто сопровождается гулом органа, и оттого ее кокетливое травестийное существование дарит чувство покоя. До 1987 года она играла по премьере, а то и по две в год. Но когда в 1993 году Петр Фоменко решил поставить у вахтанговцев "Без вины виноватые", Юлия Борисова уже обладала статусом чуть позабытой легенды. Поставив спектакль в буфете театра, Фоменко сроднил его с кабаре, и на грани смешения всех возможных жанров, легко путая мастерство актрисы со слезами матери, Борисова вновь стала королевой этого спектакля-праздника, спектакля-посвящения великой традиции театрального театра. Так же грандиозно - на грани гротеска и высокой мелодрамы - сыграла она "Визит дамы" Дюрренматта в спектакле-коллаже Римаса Туминаса "Пристань", посвященном 90-летию театра им. Вахтангова. Боль, сыгранная сквозь экзотическое птичье оперенье, с веселым щебетом и озорством - этот тайный код Юлии Борисовой незабываем. Спасибо за праздник, Юлия Константиновна! Народная артистка СССР Юлия Борисова в роли Елены Николаевны Кольцовой в фильме "Посол Советского Союза". Фото: Мастюков Валентин/ ТАСС Народная артистка РСФСР Юлия Борисова и артист Василий Лановой в спектакле "Миллионерша". Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова. Заслуженная артистка РСФСР Юлия Борисова, заслуженный артист РСФСР Михаил Ульянов и заслуженная артистка РСФСР Е. Коровина в пьесе А. Арбузова "Иркутская история" на сцене театра им. Е. Вахтангова. Народная артистка СССР Юлия Борисова в роли Турандот в сцене из спектакля "Принцесса Турандот" в постановке Государственного академического театра имени Е.Б. Вахтангова. Артисты театра имени Е. Вахтангова Михаил Ульянов и Юлия Борисова на записи спектакля "Конармия" в радиостудии.

респект: http://www.vm.ru/news/2015/03/16/yuliya-borisova-printsessa-turandot-stala-korolevoj-stseni-281210.html 16 марта 2015 Юлия Борисова. Принцесса Турандот стала Королевой сцены Ольга Кузьмина Когда она выходит на сцену, зал сначала замирает, а затем захлебывается овациями. Чуть склонив голову в знак признательности и любви к тем, кому она подарила жизнь и талант, – зрителям, она выдерживает паузу. И наступает тишина. Слова и интонации ее героини ловят, боясь пропустить хоть миг из этого чуда, ведь на сцене – легенда. Юлия Борисова. Лет десять назад Маргарита Эскина, знаменитая директор Дома актера, со вздохом сказала: «Как жаль, что Юленька, неповторимая совершенно Юлия Константиновна, не дает интервью, ведь она и никто другой у нас – звезда театра, настоящая, без пылинки на совести и биографии». А потом добавила, подумав: «Хотя, наверное, я внутренне ее понимаю. Она так давно отстранилась от всего этого…» Маргарита Александровна говорила о Борисовой с благоговением. Как о великой актрисе. Как об удивительной женщине. И так о ней говорят все, кто имел счастье работать с ней или общаться. 17 марта Борисовой – 90. Она прекрасно выглядит и играет, как всегда, выкладываясь полностью. И как и прежде не дает интервью. Она родилась в Москве, 17 марта 1925 года, в 24 окончила «Щуку» и сразу была принята в театр имени Вахтангова, на сцене которого начала выступать еще студенткой. Родившаяся весной, она и была весенней – звенящей, как ручей, гибкой, легкой, как колыханье веток ивы над его стремительными водами. Именно она стала легендарной принцессой Турандот, что теперь, как символ театра, установлена рядом с его царственными колоннами, упирающимися в Арбатскую брусчатку. И лучше нее никто не понял и не сыграл Настасью Филипповну – выписанную Достоевским с невероятным чувством любви и восхищения, познакомиться с которой можно было и посмотрев спектакль или потрясающий фильм Ивана Пырьева. Они удивительно совпали во времени – она и Рубен Симонов, теперь уже легендарный худрук Вахтанговского театра. Очарованный ее живостью и талантом, он специально для нее поставил несколько спектаклей, составивших славу и актрисы, и театра, которому Борисова верна уже много десятилетий. К слову о верности… Однолюбы в нашем мире встречаются не часто. Личная история Борисовой – та, в которую она никого не пускает и не пускала, - сама могла бы стать тканью для спектакля или книги. Ее единственным мужем был уникальный человек, ярчайшая личность – директор-распорядитель Театра имени Вахтангова Исай Спектор. Он прожил обидно мало, всего 58 лет, и актриса, невероятно тяжело пережившая его уход, больше не вышла замуж. Хотя влюблялись в нее десятками, если не сотнями... Но в этой лебединой верности – она вся. Цельная натура не может себе изменить, а все, кому посчастливилось работать с ней или общаться, именно цельность отмечают как ее основное качество. Именно поэтому, наверное, у Юлии Константиновны не так много ролей в кино, как хотелось бы. Она слишком была занята театром. Хотя мне, еще маленькой, Борисову подарили радиопередачи «Театр у микрофона», и даже не-театралы открывали ее как актрису, с восторгом просмотрев постановки, которые транслировали по телевидению. «Город на заре», «Миллионерша», «Иркутская история», «Конармия», «Антоний и Клеопатра» - бесполезно спорить, где она сыграла лучше. Да вспомним хотя бы кинороль Елены Кольцовой в фильме «Посол Советского Союза»! Кольцова, прообраз знаменитой Александры Коллонтай, рассматривая королевскую вышивку, выносит ей вердикт со знанием дела: «В ней – ни единого узелка!» Вот и в актерских работах Борисовой тоже никогда не было узелков. Они были безупречны. Ее Кольцова была так хороша, что на нее смотрели с придыханием. Прошло немногим меньше полвека, и так же хороша ее Клара Цаханассьян в «Пристани» - той, что срывает аплодисменты сегодня. Так же обворожительна была Кручинина в «Без вины виноватые» - этой потрясающей ролью Борисова отмечала свой предыдущий юбилей на сцене родного театра десять лет назад. Ну а роль Патрик Кэмпбэлл в «Милом лжеце» вообще кажется написанной именно для нее – такой же ироничной, мудрой и легкой, как знаменитая визави Бернарда Шоу. У Юлии Борисовой много наград – орденов, медалей, званий. Много профессиональных премий. Но высшей наградой для нее была и остается возможность играть. И лишь одна сторона театральной жизни не коснулась даже ее подола – мир закулисья. Ни интриг, ни сплетен, ни скандалов – ни с чем из этого за годы жизни и работы Юлия Борисова не сталкивалась и даже тени на ее репутации никогда не было. Сознательно уйдя от всего этого, она оказалась много выше этого, а по сути – недоступна. С днем рождения, великая принцесса, ставшая Королевой. Сил вам, здоровья и долгих-долгих лет.

респект: https://vk.com/public43163643 http://www.teatral-online.ru/news/5062/ 17 Марта 2015 Против течения Галина Коновалова о приме Театра Вахтангова Юлии Борисовой Об авторе: Галина Коновалова (1916-2014), актриса Театра Вахтангова в 1936-2014 гг., заведующая труппой. Автор многочисленных очерков о выдающихся вахтанговцах, опубликованных в 2011-2014 гг. в рубрике "Легенда сцены" журнала "Театрал". Все, кто бы ни писал о Юлии Борисовой, обязательно начнут свою статью, рецензию, заметку – все что угодно – со слов о том, как в Вахтанговский театр в таком-то году из училища была принята девушка – очень полненькая, с ярким румянцем, с толстущей косой до пояса, и как потом эта толстенькая краснощекая девушка превратилась в такую элегантную и утонченную королеву сцены. Но что делать с этим клише, что делать с этой «вводной частью» каждого повествования, где вспоминается «начало пути» (как пафосно!) этой замечательной актрисы (что всем известно и с чем никто не спорит) и этой удивительной, ни на кого не похожей женщины – Юлии Борисовой? Два разных человека Обычно сыгранные роли, сама атмосфера кулис незаметно, неотвратимо накладывают на артиста неизгладимый отпечаток этакого «актерства». Невольно, даже против своего желания, актеры и в жизни начинают немного играть, то и дело «представляя что-то». У Юли все иначе. Она на сцене и она в жизни – это два совершенно разных человека. И дело тут не в том, что за долгие, долгие годы ее пребывания на сцене (почти всегда триумфального!) к ней не прилипло ничего театрального, премьерского. Будучи (говоря старомодным языком) примадонной театра, главной героиней, она сумела сохранить и трепетное отношение к сцене, и некоторую неуверенность в себе (что свойственно только очень одаренным людям), и поразительное чувство влюбленности в партнера – словом, все то настоящее, что отличает боль иного артиста от тех, кого сейчас так щедро называют звездами. Она не звезда. Она актриса. И тут мне хочется сказать главное: как, став по-настоящему большой актрисой, актрисой до мозга костей и неожиданно совершенно изменившись внешне (откуда вдруг появились лебединая шейка, осиная талия, профиль камеи?), она не утратила редких человеческих качеств. Всем людям театра, от мала до велика, известно, что такое получить главную роль (особенно для начинающей актрисы). Так вот, на заре туманной юности, в далекие 1950-е годы недавней выпускнице Щукинского училища «повезло» – ей доверили прекрасную роль Эпонины в «Отверженных» по Гюго. И надо же такому случиться: выясняется, что она ждет ребенка! Что сделала бы в подобном случае почти любая молодая актриса? Ответ очевиден. А Юлия, не задумавшись, отказывается от роли… И в результате выигрывает – рожает замечательного, голубоглазого, светловолосого мальчика, ставшего впоследствии ее радостью, гордостью, подарившего ей двух прекрасных внучек и целый «коллектив» великолепных правнуков, а вернувшись в театр, успешно играет свою Эпонину на равных правах с другой актрисой! Нравственное благородство Юлии Борисовой в наш прагматичный (если не циничный) век вызывает не только восхищение, но даже некоторую оторопь. «Борисова лучше» Будучи необыкновенно горячей и самоотверженной матерью, она являла собой и уникум дочерней любви. Никогда не забуду, как вернувшись из больницы, где она целый день просидела у постели больной матери, и отыграв первый акт «Марии Тюдор», где она, естественно, играла главную роль, Юля срывала с себя королевские одежды, порываясь мчаться обратно в больницу в испуге, что не дозвонилась в очередной раз в палату. Слава Богу, звонок состоялся, и она смогла вернуться на сцену. Я намеренно делаю акцент на исключительных человеческих качествах моей, смею сказать, долголетней и обожаемой подруги, потому что сценические ее работы достаточно освещаются как в прессе, так и в театроведческой литературе. И тем не менее она как-то гордо не поддалась упоению своей славой, громким овациям и всеобщему восхищению, осталась не просто скромной, а как бы отстраненной от этой театральщины, от этих, хотя и очень искренних восторгов, осталась по сей день, по сей час человеком высоких принципов, самых горячих привязанностей и глубокой веры в свое предназначение. Не хотела писать о творчестве, о сыгранных ею ролях, но не могу удержаться. Вспоминаю, как после премьеры «На золотом дне» по Мамину-Сибиряку, где Юля блистательно сыграла роль Анисьи, в прессе появилась статья очень своеобразной и скупой на похвалу Серафимы Бирман (знаменитой актрисы и театрального деятеля), где она с восхищением писала о двух равно невероятных сценических явлениях – роли Анисьи и ее исполнительнице. А вот высказывание известного и старейшего артиста МХАТа Василия Топоркова: «Все говорят: «Ах, Мария Гавриловна Савина, ах, ах». Но ведь на сцене никто из вас ее не видел и могу сказать: Борисова лучше». К этим двум отзывам и прибавить нечего. Однако прибавлю свое личное, незабываемое впечатление от некоторых шедевров Борисовой – ее дуэта с Юрием Яковлевым в «Насмешливом моем счастье» Малюгина, ее Вальки-дешевки в арбузовской «Иркутской истории» и, наконец, от лебединой песни Рубена Николаевича Симонова – «Варшавской мелодии», где без слез вспомнить Юлию не могу. И последнее… То, что сотворил с Островским блистательный Петр Фоменко в спектакле «Без вины виноватые», где каждая роль – бриллиант и где в этом созвездии сверкает Юлия.

респект: http://www.teatral-online.ru/news/13371/ 18.03.2015 Юлия Борисова отмечает юбилей Актрису поздравляют Вячеслав Шалевич, Рубен Симонов младший, Евгений Князев Татьяна Петренко У Юлии Борисовой счастливая актерская судьба. Сразу после окончания Щукинского театрального училища ее взяли в Театр Вахтангова. Было это в конце 40-х годов, когда театром руководил Рубен Николаевич Симонов, а на сцене играли молодые Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев. Очень скоро Борисова стала ведущей актрисой. Ее не раз приглашали в другие театры, но в самом начале творческого пути угадав свой, она осталась ему верна. Михаил Ульянов называл ее «не звездой, а целой планетой». Вячеслав Шалевич, актер Театра Вахтангова - Правильно говорят, что настоящая учеба начинается в театре. Помню, в спектакле «Неписанный закон» я играл казаха, а Юлия Константиновна – казашку. Роль у меня не шла, но я надел национальный костюм, почувствовал себя увереннее и, не дожидаясь ее реплик, затараторил свой текст. Борисова остановилась: «Слава, запомните, пока я не сказала последнее «ять», не сметь вступать!» Это замечание дало мне понимание того, что я на сцене не один. В дальнейшем вся моя работа в театре была тесно связана с Борисовой. Практически все основные роли я сыграл с ней. Это и «Иркутская история», и «Черные птицы», и «Без вины виноватые». Юлия Константиновна, конечно, артистка уникальная. Своим мастерством она как бы приподнимала тебя, дотягивала до уровня своего таланта. Я уже не говорю о том, какой она чуткий партнер, умеющий слушать. Репетировать с ней было одно удовольствие. Полная отдача с ее стороны не оставляла никакой возможности расслабиться. Репетиции были такие насыщенные, что казалось, уже больше нет сил. Но на следующий день они находились, все повторялось, и так до тех пор, пока роль не была отточена до совершенства. В Юлию Борисову влюблялись все партнеры – надолго, вернее, навсегда. Это испытывали абсолютно все, кто с ней работал. И я не исключение. Рубен Симонов младший, актер Театра Вахтангова Впервые я увидел её в «Турандот». Мне было десять лет. Это было восхитительно. Вся наша семья была покорена Юлией Константиновной: и дед – Рубен Николаевич, и отец – Евгений Рубенович, и я. Она воплощение фантастической любви к театру, уникальной преданности профессии. Я посвятил ей стихотворение: Я не знаю в точности, Описать смогу ли я В этой многострочности, Что такое Юлия? Яркими алмазами Это имя светиться, Было мне предсказано С ней на свете встретиться. Юлия Борисова – Более чем звание, Золотом прописано В театральном здании Не стихами с прозою, Не словами лестными, Это имя создано Силами небесными. Юлия – явление, И скажу без лести: Это воплощение Скромности и чести Юлия Борисова – Это имя свято. Соткано кулисами Сценой и Арбатом. Евгений Князев, ректор Театрального института имени Бориса Щукина - Будучи еще студентом Политехнического института, я как-то поздно вечером проходил мимо служебного подъезда Театра Вахтангова, где после спектакля стояла толпа. Мне стало интересно, кого же все они ждут. Я остановился и увидел, как вышла хрупкая, невысокая женщина. Это была Юлия Борисова. Когда я поступил в Щукинское и стал ходить на постановки с участием Борисовой, завидовал артистам, которые не то, что играли с ней, а просто стояли рядом на сцене. Какие же они счастливые! Потом я пришел работать в Театр Вахтангова, и меня ввели в спектакль «Антоний и Клеопатра», на небольшую роль. Стоя перед Борисовой, я не мог поверить, что это происходит со мной. Затем мне представился счастливый случай. Петр Фоменко приступил к репетициям «Без вины виноватые» и предложил мне роль Григория Незнамова. Волею судеб я оказался партнером Юлии Константиновны. На выпуске спектакля нужно было пройти текст, и все стали быстро произносить реплики. Борисова же начала играть, а я, как и все, пробалтывал свой текст. Она остановилась, попросила сделать паузу, подозвала меня и сказала: «Если хочешь стать хорошим артистом, никогда не позволяй себе работать в полноги, работай в полную силу». Этот совет я запомнил на всю жизнь. Юлия Константиновна сначала обращалась ко мне: «Вы, Женя», – но однажды в коридоре сказала мне «ты». И на одном из вечеров бросила в мой адрес фразу: «Я думала, что у меня больше не будет партнеров, а оказалось, еще один появился». Она поставила меня в один ряд со своими великими партнерами по сцене. Я за это ей благодарен. При встрече в театре мне каждый раз хочется стать перед ней на колени, что я и делаю. Мне хочется поднять ее на руки – и я поднимаю, а она радуется и хохочет. Мне хочется сказать ей: «С тех пор, как я увидел вас у седьмого подъезда служебного входа, прошло много времени. Я повзрослел и сейчас уже могу играть не сына, а вашего мужа, отца, даже дедушку, потому что вы с тех пор ничуть не изменились!»

респект: http://www.newizv.ru/culture/2015-03-17/216583-princessa-turandot-rossijskogo-teatra.html «НИ» за 17 Марта 2015 г. Принцесса Турандот российского театра Сегодня у актрисы Юлии БОРИСОВОЙ юбилей Ее поздравляет коллега из Вахтанговского театра Марина ЕСИПЕНКО: – Когда я только поступила в Вахтанговский театр и мы стали репетировать спектакль «Стакан воды», где Юлия Константиновна играла Королеву Анну, а я играла Абигаль, произошел забавный случай. Однажды меня на служебном входе встретила одна из старейших актрис нашего театра и вдруг говорит: «Постойте, деточка, встаньте, повернитесь боком». Я повернулась, а она говорит: «Послушайте, вам надо срочно потолстеть, вас же в профиль не видно со сцены». Я в слезах прибегаю на репетицию, Юлия Константиновна спрашивает, что случилось, я рассказала. И она мне говорит: «Марина, запомни на всю жизнь: подложить и нарастить мы всегда сможем, а вот убавить – гораздо сложней. Иди и репетируй». Юлия Константиновна! Хочу пожелать вам как женщине – здоровья, любви, а как актрисе – новых хороших работ. Любовь детей и внуков, слава Богу, у вас есть. Хороших партнеров и долголетия!

респект: https://vk.com/vahtangovteatr http://www.kp.ru/daily/26354/3236701/ 18.3.2015 Принцесса Турандот Советского Союза Анна БАЛУЕВА Сегодня отмечает 90-летие Юлия Борисова - одна из красивейших актрис страны и звезда Вахтанговского театра В свои 90 лет Юлия Константиновна до сих пор играет на сцене - в спектакле «Пристань» ее героиня Клара Цаханассьян потрясает прекрасной фигурой не меньше, чем самоиронией. А в триумфальном «Евгении Онегине» она, величественная дама с дивным голосом, является Тане Лариной во сне. Юлия Борисова не дает интервью. Она и раньше беседами никого не баловала. Закрытый для суеты характер. Великая Клеопатра и принцесса Турандот - это же не просто сыгранные ею роли - это сама Юлия Борисова и есть. Реинкарнация, не иначе! Юлия Константиновна - по преимуществу театральная звезда. С первых ролей она влюбляла в себя зрителей. Ее Настасью Филипповну, Вальку, Гелю, Кручинину, Марию Тюдор забыть невозможно (многие постановки можно посмотреть на DVD)... Все яркие и неординарные. Актриса всю жизнь была верна одному театру. С 49-го сразу после Щукинского училища стала хозяйкой в Вахтанговском. За всю историю этого театра там были всего три такие королевы - Цецилия Мансурова, Галина Пашкова и она, Юлия Борисова. Да, она была замужем за Исаем Исааковичем Спектором, который директорствовал там 9 лет. Но это не имело никакого значения. Когда он внезапно умер от разрыва сердца, Борисова осталась на троне - просто по праву блестящего таланта. Она, красивейшая женщина страны, оставшись в 35 лет вдовой, больше замуж не выходила, хотя в нее, конечно, влюблялись безумно. Театральные дрязги ее никогда не касались, и все сплетники умолкали под ее величественным взглядом. Юлия Борисова на гастролях с театром, Гагарин уже слетал в космос и теперь мировая легенда. Они встретились осенью 1961 года в Чехословакии, после ее спектакля. Оба молоды и беспечны. Гагарин поцеловал красавице руку, и еще неизвестно, кто больше гордился этой встречей! Ах, если бы Юлия Борисова снималась в кино! Она затмила бы славой Лиз Тейлор (их, кстати, все время сравнивали). Но зазвать ее туда было почти невозможно. Как упорно этого добивался Георгий Натансон - он никого, кроме Борисовой, на роль Елены Кольцовой в свой фильм «Посол Советского Союза» не хотел - и точка. Вот как он вспоминает эти уговоры: «При первом же телефонном разговоре получил отказ. «Я не киноактриса. Да, я с радостью снималась у Ивана Александровича Пырьева. То время - одно из счастливых мгновений в моей актерской судьбе. Вряд ли еще встречу режиссера, который так же уважал бы мой талант, преклонялся передо мной как актрисой». «Это очень интересный образ! - уговаривал я. - Умница. Владела всеми европейскими языками. Красавица. Генеральская дочь, она ушла в революцию. Наконец, теоретик любви как «стакана воды - выпито и забыто». Борисова рассмеялась». Только человеческий масштаб героини мог склонить Борисову согласиться на ту или иную роль. Человеческое величие - главный ее критерий. А недостаток нравственности - как, например, у гулящей Вальки из «Иркутской истории», заставлял Борисову драться и защищать героиню как тигрица. На всякий случай напоминаем, что Юлия Борисова - Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР и лауреат Госпремии. Сейчас у нее большая семья - внуки и правнуки.

респект: http://www.ng.ru/culture/2015-03-17/16_turandot.html 17.03.2015 Королева Турандот Актриса Юлия Борисова отмечает юбилей В 2011 году Театр им. Вахтангова отмечал 90-летие – вместо привычных в этом случае торжественных вечеров-капустников худрук Римас Туминас поставил спектакль «Пристань», одинаково ценный подарок как для зрителей, так и для актеров. На сцену поочередно выходили все те, кому, по сути, обязано своим существованием само понятие «вахтанговская школа»: Владимир Этуш, Василий Лановой, Юрий Яковлев. У каждого из них здесь была своя небольшая, на полчаса, но главная роль – для кого-то повторение давно сыгранного и любимого, для кого-то возможность наконец исполнить желанную партию. В какой-то момент из-за кулис звучит ничуть не постаревший, узнаваемый с первых нот голос Юлии Борисовой. Прима Вахтанговского появлялась на подмостках в буквальном смысле на руках – точнее, на золотом троне, как и положено ее героине, миллионерше Кларе Цаханассьян из пьесы Фридриха Дюрренмата «Визит дамы». Все та же осанка, безупречная фигура и по праву слегка надменный взгляд свысока. Ничуть не изменившийся, кажется, со времен фильма пырьевского «Идиота» 1958 года, где Борисова сыграла Настасью Филипповну. Эта роль стала одной из немногих киноработ Борисовой, которая почти всю жизнь – более 60 лет – посвятила театру, причем одному-единственному. В Вахтанговский актриса поступила в 1949 году сразу после окончания Щукинского училища – и почти мгновенно стала ведущей актрисой с главными ролями. От Геро и Клеопатры в пьесах Шекспира до той же Настасьи Филипповны и, конечно, Турандот во второй, поставленной Рубеном Симоновым, версии знакового для Театра им. Вахтангова спектакля. Она сама была будто воплощением тех театральных принципов, которые оставил в наследство труппе сам Евгений Вахтангов, – достоинство, профессионализм и вместе с тем ироничность, легкость, театральность, бесконечная игра, серьезная и не очень. Кажется, даже спустя полвека в «Пристани» Борисова появляется все той же Принцессой Турандот – в золотом платье, с оркестром и свитой, кокетливой и жестокой, насмешливой и одновременно глубоко трагической героиней. За это время, конечно, превратившейся в Королеву.

респект: https://www.facebook.com/profile.php?id=100004878762403 март 2015 http://www.mk.ru/culture/2015/03/16/yuliya-brisova-koroleva-gulyayushhaya-sama-po-sebe.html Юлия Борисова. Королева, гуляющая сама по себе Сегодня у актрисы юбилей Только не спрашивайте, сколько ей лет, — во-первых, задавать подобные вопросы королеве неприлично. А во-вторых, таким возрастом можно только гордиться. Вторая по счету после Цецилии Мансуровой принцесса Турандот давно получила статус королевы. Королевы вахтанговской сцены. Великая бабушка с внуком Ее величество ни на кого не похожа: никаких царственных жестов, повелительного тона, капризов, соблазнов… Это не она. А какая она в жизни — на этот вопрос мало кто может ответить: Юлия Константиновна Борисова презирает публичность, интервью не дает и, конечно же, не является ньюсмейкером. Ей это просто не нужно. А нужно — дом, семья, главой которой она является по сей день. Разговор с Богом — она глубоко верующий человек. Юлия Борисова живет в театре как будто отдельной жизнью — не участвовала, не состояла, не подписывала. Не от страха, а по совести и достоинству. Ее муж — Исай Спектор — многие годы был директором-распорядителем в Вахтанговском театре. Но никто не припомнит случая, чтобы положение мужа ее к чему-то обязывало. Более того, после его смерти она ни разу не переступила порога кабинета, который муж занимал. Она как кошка, которая гуляет сама по себе. Не задает вопросов. А когда спрашивают, может отмолчаться. Для нее значимо одно-единственное место в театре — сцена. А здесь она — истинная королева, и это ни у кого не вызывало и не вызывает сомнения. Можно перечислять роли — все в десятку. Но говорить о них она все равно не будет — смотрите и восхищайтесь. Ведь преклонение — обязательная часть ритуала при проходе королевы среди ее подданных. Только поклонение ей ни к чему. О Юлии Борисовой нам рассказали ее партнеры. Сергей МАКОВЕЦКИЙ: — Сказать, что это чудо, — ничего не сказать. Прелестная, замечательная… Я имел честь работать с ней всего в одном спектакле — в «Кабанчике». Она играла мою маму, и я до сих пор помню ее глаза. В одной сцене я должен был заплакать, и мне это было очень легко сделать. Потому что на меня смотрели глаза мамы. И я плакал, но стеснялся и потому отворачивался. Так она меня мгновенно разворачивала к залу — как же мне с ней легко работалось! А как она выходит на сцену! Шикарно, быстро, всегда с прямой спиной. Она в прекрасном возрасте, в прекрасной форме и с юмором. Вот недавно мы были на гастролях в Лондоне, и нас пригласили к послу. Я сказал: «Я не позволю вам ехать в автобусе, поедем только на машине. Я вас никуда не пущу, я за вас отвечаю». — «Сережа, как скажете». С ней рядом был мужчина. Я никогда не слышу от нее никаких проблем, ни разу не видел выступающей на собраниях. Я уверен, что никто в театре не знает про ее личную жизнь, и это правильно — личная жизнь неприкосновенна. И еще одно качество этой великой актрисы — ее глаза, как она смотрит на партнера. Я был еще студентом, мы сдавали спектакль «Ожидание». И там танцевал Стас Жданько. Он делал это грандиозно, но еще более грандиозно на него смотрела Юлия Константиновна. Я хочу пожелать ей одного — здоровья, хотя на свое 100-летие Владимир Зельдин со сцены даже разозлился: «Что вы мне все желаете здоровья? На «Титанике» все были богаты и здоровы». Я считаю, он не прав: хорошее настроение тогда, когда человек себя хорошо чувствует. Людмила МАКСАКОВА: — Вообще, это уникальное явление, чтобы человек, долетев в своей художественной и нравственной жизни до больших высот, смог там долго удерживаться. Даже примеров таких нет. Наши с ней спектакли — «Без вины виноватые», «Принцесса Турандот», другие, и я всегда вижу полную гармонию человека и актрисы. Обычно что-то приносится в жертву, но в данном случае мы видим редкое умение сочетать дом и сцену. Хотя Юлия Константиновна сама говорит, что предпочитает дом. Скажем, мне как актрисе нужен режиссер (я сама себе недостаточно доверяю). А вот Юлия Константиновна такой мастер, что сама умеет делать роли, знает, чего хочет. Она — адвокат своих ролей. Между нами большая дистанция, но я всегда смотрела на нее снизу вверх. Евгений ФЕДОРОВ: — Становление Юли как актрисы произошло на моих глазах, и это было в спектаклях режиссера Александры Ремизовой «На золотом дне», «Отверженные», а уже потом было все остальное. Она замечательная партнерша, играть с ней одно удовольствие. Почему-то сейчас вспомнил наши гастроли в Париже, куда мы привезли «Иркутскую историю». Как же она играла! Много об этом писали, а Жан-Поль Готье в своей рецензии помимо отменной актерской игры написал о ее великолепных ножках. Но они же действительно великолепны — лучшие ножки Вахтанговского! Марина ЕСИПЕНКО: — Бог как будто пошутил над нашей схожестью с ней, но я во время репетиций не подходила к Юлии Константиновне с вопросами — робела. А мы репетировали во время первого путча, по городу валялись перевернутые троллейбусы. Я ночевала в гримерке, где сидела Юлия Константиновна. Накануне премьеры мне приснился сон, будто ко мне пришла Мансурова (первая Турандот) и сказала: «Деточка, ты волнуешься? Все будет хорошо! Ты слышишь?» А после премьеры Юлия Константиновна сама ко мне подошла и спросила: «Мариша, что же вы ко мне постеснялись подойти?» — «Я не смела». А потом у меня были срочные вводы в другие спектакли, и я помню, как Юлия Константиновна сидела в зале, приходила на репетиции вместе с другими великими артистами. И никакой звездности я не видела в ней, наоборот — они смотрели мой костюм, все до мелочей. Я у нее многому научилась, например не спорить с режиссером. Юлия Константиновна сначала сделает, что тот просит: «На голову встать? Пожалуйста» — и как стойкий оловянный солдатик все выполняет, а потом постарается убедить его в том, что считает нужным. Когда я пришла в театр и репетировала, одна артистка сказала мне: «Деточка, тебя же не видно из-за швабры. Как тебя еще в профессию взяли?» Я тогда мало что понимала, разревелась, бегу по коридору. Навстречу Юлия Константиновна: «Не обращай внимания и запомни: никогда не вини театр — театр ни в чем не виноват. Руководство, артисты могут ошибаться, но не театр». И это стало истиной для меня. И еще одно: «Единственное место, где ты сможешь что-то доказать, — это сцена». Думаю, что ей в свое время приходилось тяжело, не в шоколаде жила, но главным для нее оставалось одно: «Доказательство — на сцене». И еще, не знаю почему, но ее хочется носить на руках. Наверное, от безумной женственности, которая от нее исходит. Евгений КАРЕЛЬСКИХ, партнер в спектакле «Пристань»: — Могу только одно сказать — мне крупно повезло с партнершей, начиная со спектакля «Идиот» и заканчивая «Пристанью». Такое редко случается, когда твой партнер как будто в тебе растворяется и за тебя играет то, что ты недоиграл. Я помню, как на спектакле «Без вины виноватые» я забыл слова: у меня ввод, толком репетиции не было, и я ужасно волновался. Короче, моя реплика, а я забыл слова. Повисла пауза, я вижу, как Юлия Константиновна на меня выразительно смотрит, глаз у нее такой хитрый. Я тоже на нее смотрю и читаю в ее глазах: «Ну давай, парень, вспоминай». И действительно — страх прошел, я вспомнил, и все встало на свои места. Как королева будет отмечать свой юбилей? Представьте себе — никак! Вежливо, но настойчиво попросила, чтобы не было речей, подарков, шумихи. Сегодня вечером сыграют «Пристань», где у королевы Вахтанговского — прекрасная и неожиданная роль. А когда зритель покинет зал и закроется занавес, актеры не уйдут со сцены. Они просто споют в честь королевы гимн. А какая же королева без гимна! Марина Райкина Заголовок в газете: Королева, гуляющая сама по себе Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26764 от 17 марта 2015

респект: https://www.facebook.com/profile.php?id=100004878762403 17.3.2014 https://www.facebook.com/photo.php?fbid=865153836888772&set=a.148602571877239.36052.100001824904644&type=1&theater Кирилл Заякин Готовимся. Театр Вахтангова 19-22 марта



полная версия страницы