Форум » Театр Вахтангова » Римас Туминас и Габриеле Туминайте » Ответить

Римас Туминас и Габриеле Туминайте

респект:

Ответов - 299, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

респект: https://www.facebook.com/ArtistMediaChannel/posts/1782202081992799 Медиа-проект ARTИСТ добавил(-а) 4 новых фото. 30.7.2016 Мы едем в автобусе из древнего амфитеатра - в отель. После почти двух часов поздравлений, радостных глаз и объятий. Римас Туминас счастлив. Рассказывает, как он хотел все время вскочить, остановить спектакль и что-то ещё переделать. Поэтому уже на следующий день будет сбор труппы и новые поправки. А пока мы все взволнованы, спать не можем. И рассматриваем подарки от Римаса Туминаса. Нам дарят камни "куриного Бога", Римас собирал их здесь в Эпидавре сам)):: Что ж - завтра утром отправляемся к морю, загадывать желания. www.artistchannel.ru

респект: https://www.facebook.com/ArtistMediaChannel/photos/pcb.1782202081992799/1782200388659635/?type=3&theater

респект: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1337559452925097&set=a.1332701243410918.1073741833.100000131641153&type=3&theater Саша Торгушникова, июль 2016 Театр Вахтангова и президент Греции


респект: http://www.teatral-online.ru/news/16293/ 1.8.2016 Римас Туминас вступил в схватку с античными богами Горячие темы/ Виктор Борзенко, Греция | Фото: Александра Торгушникова/ В античном Эпидавре, в амфитеатре на 14 тыс. мест Римас Туминас поставил одну из самых ключевых трагедий мировой литературы – «Царя Эдипа» Софокла. Премьеру сыграли дважды (29 и 30 июля), но успели получить такие восторженные отклики, что греческие СМИ и высокие гости заговорили о безусловном триумфе русского театра. Президент Греции Прокопис Павлопулос сказал, что в понедельник напишет благодарственное письмо Путину. Кроме того, вахтанговцев в ближайшее время снова ждут в Греции: в сентябре они сыграют «Царя Эдипа» в Афинах (московская премьера состоится в ноябре). Вообще триумф для этих древних подмостков – огромная редкость. Здесь, конечно, идут спектакли (нынешняя постановка состоялась в рамках Афинского фестиваля искусств), но такого приема, как был у вахтанговцев, не видели давно. Даже директор фестиваля и худрук Афинского театра Стафис Ливафинос, сам неоднократно ставивший спектакли на античной сцене, в день премьеры сказал Римасу: – Тебя принимают, как никого. И, приятельски похлопав по плечу, добавил: – Даже у меня здесь не было такого успеха. Стафис отлично говорит по-русски. В 1990 году он окончил ГИТИС (мастерская Андрея Гончарова). Тогда же прогремел в Москве его дипломный спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». – Разве его постановщиком был не Евгений Арье? – задаю наивный вопрос. – Арье действительно выпускал его в Театре Маяковского, но идею дипломного спектакля подал я. Мне в той постановке в конечном итоге довелось играть Розенкранца. Поэтому память о России всегда со мной. Я давно хотел пригласить к сотрудничеству русский театр, но это история слишком дорогостоящая. Из русских спектаклей в Эпидавре играли только «Орестею» Петера Штайна с Евгением Мироновым, Игорем Костолевским и Татьяной Васильевой. Было это в 1994 году. Нынешний проект состоялся в рамках перекрестного года России и Греции. Помимо Стефаниса важную роль здесь сыграл Дмитрий Трубочкин, доктор искусствоведения, специалист по античному театру. – В феврале я рассказал Римасу об Эпидавре и его уникальном амфитеатре – предложил подумать о возможной постановке, – говорит Дмитрий Владимирович «Театралу». – Римас заинтересовался. Но с учетом его занятости к репетициям приступил не сразу: для начала предстояло понять, будет ли у театра возможность поучаствовать в этом проекте. Но все сложилось благополучно. И в итоге, между замыслом и премьерой прошло всего лишь шесть месяцев. Срок для такого дела, несомненно, рекордный. Распределение ролей и первые репетиции прошли в Вахтанговском театре еще весной. Эдипа играет Виктор Добронравов, его мать и жену Иокасту – Людмила Максакова, провидца Тересия – Евгений Князев. В остальных ролях Римас Туминас занял Эльдара Трамова, Евгения Косырева, Екатерину Симонову, Виталия Семенова, Павла Юдина, Валерия Ушакова, Артура Иванова, Максима Севриновского… Фактически в спектакле участвуют актеры и старшего, и среднего, и молодого поколений, но на протяжении всех дней, что шли репетиции, ни для кого не делалось скидки на опыт, возраст и звания. Работали в едином порыве с 7 часов вечера (времени, когда, во-первых, стихает жара, а, во-вторых, в античном амфитеатре прекращаются экскурсии) до двух-трех часов ночи. Каждая репетиция – в полную силу. – Работа шла напряженно, – говорит Евгений Князев. – И я помню, как еще неделю назад Римас сказал: «От провала нас спасет только проливной дождь». Наверное, он не шутил – главное его требование заключалось в том, чтобы мы не жалели себя, преодолевая масштаб и совершенно непривычные особенности этой сцены. Вообще амфитеатр Эпидавра, возведенный в IV веке до н.э., – одна из интереснейших загадок археологии. Этот край древней Греции, достаточно подробно описанный у античных историков и географов, не знает ни единого упоминания о том, что здесь проходили спектакли – драматургические состязания. Считается, что амфитеатр носил своего рода лечебную цель, ведь Эпидавр в ту пору был местом, связанным с культом бога медицины и врачевания Асклепия. Неспроста рядом в ста метрах отсюда сохранились останки античных храмов и лечебниц. Даже известен метод, который предпринимали здешние врачи. Больной поселялся на три недели. Первая уходила на адаптацию, вторая отдавалась профилактическим процедурам, а на третью, считается, каждому больному во время лечебного сна бог «сообщал» диагноз. И в зависимости от результата, назначались поэтические чтения в амфитеатре, где, испытав катарсис, больной проходил своего рода процедуру очищения. – Нечто подобное от нас и требовал Римас, – говорит Людмила Максакова. – Очищение души через игру. Не зря этот театр являлся частью святилища. К нему по-другому и относиться нельзя. Помимо вахтанговцев в спектакле заняты греческие артисты. Им отдана роль хора. Впечатляют цифры: в кастинге участвовали 130 человек со всей Греции. Из них выбрали 11 – разного возраста, телосложения и силы голоса. Причем эта пестрота придумана намеренно – она придает хору черты разношерстной толпы, в страданиях которой отображаются грозные указания царя Эдипа. Для хоров музыку написал Теодор Абазис, для основного действия – Фаустас Латенас В ноябре на премьеру в Москву хор приедет в том же составе. – Сейчас я решаю вопрос, чтобы хор и впредь участвовал в нашем спектакле, – сказал «Театралу» Римас Туминас за час до премьеры. – Он вносит важный интернациональный акцент: кругом толкотня, политическая неразбериха, санкции, а театр на этом фоне стирает границы между народами, становится мостиком культур. В контексте «Царя Эдипа» это история особенно актуальная. А после триумфальной премьеры Туминас добавил: – Не хочу ничего менять, хотя и придется: сравнить ли амфитеатр Эпидавра и наш зал на тысячу двести мест. Совершенно другие условия игры. Но сейчас это не главное. А главное то, что история нашей постановки кажется мне схваткой с античными богами, которые в Эпидавре повсюду незримо присутствуют. И, несомненно, витали над нашим спектаклем. Мне теперь хочется привезти их в Москву, показать им российскую столицу. Подробнее о спектакле, об актерских работах, а также интервью с Римасом Туминасом читайте на сайте «Театрала» в ближайшее время.

респект: http://www.teatral-online.ru/news/16306/ «Царь Эдип» Римаса Туминаса покорил Грецию Виктор Борзенко, Греция | Фото: Александра Торгушникова/ В день премьеры «Царя Эдипа» к пляжу Эпидавра подплыли дельфины. Целая стая крупных особей. И Виктор Добронравов, который в тот момент качал на берегу свою новорожденную дочку, передал младенца жене и бросился в воду. Коллеги кричали ему: «Стой! Ты куда? Зачем?!» А он все дальше отплывал от берега в надежде догнать дельфинов. Ночью, поздравляя артистов с премьерой, Римас Туминас напомнил про этот случай: «Витя принес нам от них солнце». Имелось в виду, конечно же, солнце как источник внутреннего света (не зря в системе Станиславского есть термин «лучеиспускание»), поскольку на недостаток солнца как такового в конце июля в Греции еще никто не жаловался. Недаром улыбку организаторов Афинского фестиваля искусств вызвала фраза Римаса, произнесенная в день приезда: от провала нас спасет только проливной дождь. – Раньше октября никаких дождей не будет, – заверил его организатор фестиваля, худрук Афинского национального театра Стафис Ливафинос. И действительно, на протяжении двух недель, что шла работа над постановкой, артистам приходилось днем прятаться от жары и только вечером и ночью репетировать. Под палящим солнцем камни античного амфитеатра Эпидавра (IV век до н.э.) прогревались настолько, что и после заката по несколько часов оставались теплыми. Ночью приложишь ладонь – кажется, будто сами они несут тепло, нагреваясь от каких-то подземных источников. В Эпидавре много загадочного. Считается, например, что в этих стенах, построенных по всем канонам античной симметрии, не на каждом языке можно играть спектакль. Дескать, ритмика языка должна соответствовать архитектурному ритму – четко разлинованным рядам, стройному делению на 12 зрительских секторов, восходящим к небу ступеням… Иначе и в этих условиях с идеальной акустикой звук будет распределяться неровно: театральное действо погибнет под мощью каменных стен. И, по словам Стафиса Ливафиноса, такие случаи здесь бывали. Еще одна загадка Эпидавра связана с тем, для кого, собственно, строился амфитеатр на 14 тыс. мест. В древности (равно как и сейчас) во всей округе не набралось бы такого количества местных жителей. Кроме того, в античных источниках нет ни единого упоминания о том, что здесь проходили спектакли. Ученые предполагают, что амфитеатр носил лечебное предназначение. Не зря ведь в двух шагах от него расположен храм и лечебница бога медицины Асклепия, куда съезжались паломники со всей Греции. Не исключено, что именно путем литературных декламаций каждый из них находил свою связь с богом. О боге Римас Туминас тоже многократно твердил на репетициях: – Пробивайтесь к богу. Играйте для него. Старайтесь, чтобы он вас услышал. Мы у него, как на ладони. 29 июля, в день первой премьеры (вторую сыграли 30 числа), прошел слух, что «Царя Эдипа» намерен посетить президент Греции Прокопис Павлопулос. Перед началом спектакля всматриваюсь в толпу. Тысячи людей занимают свои места в амфитеатре (почти все они приехали на спектакль из Афин, проведя в дороге полтора-два часа). На входе никто не поставил металлоискателей (президента не будет?). Охранников тоже нет и в помине. Самые строгие люди в театре – билетеры. Но когда к ним подвозят инвалида-колясочника, билетеры расплываются в улыбке и считают своим долгом пожать ему руку или погладить, словно приехал самый долгожданный гость. То же делают и капельдинеры на всем пути следования коляски. В 21.10 над амфитеатром приглушают свет, из динамиков звучит традиционное предупреждение о том, что во время спектакля нельзя фотографировать и… начинается «Царь Эдип». Позже выяснится, что президент на спектакле был. И что сидел он во втором ряду партера, окруженный совершенно обыкновенной публикой. Однако никто из них не просил его о сэлфи, не приставал с расспросами и уж тем более с просьбами. Зато сам президент посчитал своим долгом по окончании спектакля пройти в гримерки к артистам, каждому лично пожать руку и сфотографироваться. – Я, конечно же, много раз читал и смотрел «Царя Эдипа». Для нас это, как вы понимаете, национальное произведение, которое сопровождает тебя на протяжении всей жизни, – сказал президент Римасу Туминасу. – Однако ваш спектакль заставил меня абсолютно свежими глазами увидеть давно знакомую историю. Я счастлив знакомству и буду рад, если Театр Вахтангова станет частым гостем в Греции. В ту пору, когда амфитеатр в Эпидавре едва только возводился, греческие мифы были почвой, из которой произрастала драматическая поэзия эллинов. И Прометей, и царь Эдип, и Медея сперва были созданы народной фантазией, а затем уже стали героями знаменитых трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Зрелища, на которые собирался весь город (все свободные граждане Афин), имели особый характер – они обычно начинались исполнением культовых обрядов в честь бога Диониса – легендарного зачинателя театрального действа. Организацию афинских театральных празднеств брало на себя государство в лице одного из архонтов. «Цель таких зрелищ – поддержать в народе веру в богов и внушить высокие идеалы гражданской доблести», – писал историк театра Григорий Бояджиев. Римас Туминас, в чьем творчестве стремление раскрыть автора всегда занимает главенствующее место, оказался близок к этому античному канону. Его «Царь Эдип» лишен острых примет нового времени, постдраматических напластований. Образы внятны в своей трагичности настолько, что греки, подходившие к режиссеру поблагодарить за спектакль, говорили, что многие сцены они понимали и без перевода (он транслировался на больших табло, установленных по краям от орхестры). …И вот в 21.10 над амфитеатром гаснет свет, неожиданно становится тихо. В тишине раздаются детские голоса, переходящие в смех. Это позади скены бегут в белых платьицах две девочки. Еще ничего не произошло, но мы догадываемся – дочери Эдипа. Вслед за ними над скеной пролетят черные вороны: их несут на палках артисты хора (хор, кстати, состоит из греков: специально для спектакля проходил кастинг и из 130 человек отобрали 11). Музыка Фаустаса Латенаса с первых минут придает спектаклю тревожность. Пролетят вороны, по идеально ровному кругу орхестры пробежит с копьем и щитом легионер (Павел Юдин) и этот эпизод будет награжден аплодисментами многотысячной толпы (по словам Стафиса Ливафиноса, греки лишь в самых редких случаях аплодируют посреди действа). Позже аплодисментами будет сопровождаться еще целый ряд сцен - вне зависимости, ведущую ли роль играет артист или второстепенную. Как аплодировали, например, слепому пророку Тиресию (Евгений Князев), когда он, опираясь на посох, произнес одну только фразу: «Я правдою силен». Или сколько восторга вызывали диалоги греческого хора, который появлялся на орхестре во главе со своим предводителем - артистом Вахтанговского театра Виталисом Семеновсом. Открывает спектакль Жрец (Евгений Косырев): город Фивы охватила чума («Зачахли в почве молодые всходы, // Зачах и скот; и дети умирают // В утробах матерей»). От лица народа он просит Эдипа установить причину столь жуткой божьей кары. Виктор Добронравов играет фиванского царя справедливым, демократичным правителем, который хотя и не лишен царской вальяжности (бывает, к тому же, грозен и строг), но все равно он человек с открытым сердцем. Он умеет слушать и слышать свой народ. Недаром в его словах отразилось так много личной боли: «Несчастные вы дети! Знаю, знаю, // Что надо вам. Я вижу ясно: все // Страдаете. Но ни один из вас // Все ж не страдает так, как я страдаю: // У вас печаль лишь о самих себе, // Не более, – а я душой болею // За город мой, за вас и за себя». Пусть этот царь слегка надменен (Виктор Добронравов в своей игре делает акцент на том, что Эдип – заложник особого, богоизбранного положения). Пройдет совсем немного времени и в его уверенном, строгом характере вдруг обнаружатся иные качества. Эдип предстанет перед нами вполне реальным человеком – со своими страхами, горестями и страданиями. Креонт (Эльдар Трамов) принесет от Аполлона тревожную весть: чума прекратится, как только будет найден и наказан убийца прежнего правителя – Лая. «Он был убит, и бог повелевает, // Кто б ни были они, отмстить убийцам», – говорит Креонт. В исполнении Трамова Креонт – холеный, самоуверенный молодой человек, с длинными волосами, в красивых одеждах. Он следит за собой. В манерах и жестах – во всем, неприкрытое самодовольство, встреченное улыбками зрителей и аплодисментами. Да и как иначе: он только что вернулся от бога. Сам Аполлон его принимал. И пусть на мгновение, но Креонт все же почувствовал себя чуть выше Эдипа. Эдип с его правдолюбием и жаждой справедливости всерьез настроен найти убийцу и спасти свой город. Надев огромную золотую корону взойдет он на вершину огромной ржавой трубы (художник Адомас Яцовскис), олицетворяющей в этой сцене трибуну, и обратится к народу: «Кто знает человека, чьей рукой // Был умерщвлен когда-то Лай, тому // Мне обо всем сказать повелеваю. // А если кто боится указать // Сам на себя, да знает: не случится // Худого с ним, лишь родину покинет. // А ежели убийца чужестранец // И вам знаком, – скажите. Награжу // Казною вас и окажу вам милость…» Однако поиск убийцы приведет Эдипа к горькой истине: убийца Лая – он сам. Как известно, когда-то давно родители Эдипа, испугавшись предсказания о том, что их сын убьет собственного отца и женится на своей матери, решили умертвить ребенка, передав с этой целью младенца пастуху из Коринфа. Но пастух (в спектакле его играет Артур Иванов) ребенка пожалел и вскоре Эдип был усыновлен коринфским царем Полибом. Повзрослев, он узнал о страшном предсказании и, побоявшись стать виновником беды, уехал из Коринфа. Однако недалеко от Фив на него наехала колесница, всадники которой начали оскорблять и бить юношу. Тогда в завязавшейся драке Эдип убил сидевшего в колеснице старика, не подозревая, что это и есть его родной отец. Войдя в Фивы, Эдип стал правителем и взял в жены вдову царя Лая – Иокасту (то есть собственную мать). Известный древнегреческий сюжет развивается стремительно и динамично. Иокасту играет Людмила Максакова. В первой своей сцене она выходит из дворца в черном платье, с прямой и гордой спиной: царственна, статна, почти божественна. Рядом с ней Эдипу спокойно. Вот преданно садится он у ног Иокасты и рассказывает о своих догадках. Он откровенен с ней и не стесняется казаться слабым: боится, что все больше и больше фактов (которые он сам же и собирал с таким усердием) указывают на совершенное им преступление. Остается лишь послушать пастуха, который скажет, действительно ли тот спас младенца и передал коринфскому царю. От этого последнего шага, отделяющего Эдипа от страшной правды, Иокаста тщательно пытается отговорить своего мужа (в этот момент в ней, прозревшей, несомненно заговорит мать): «Послушайся, молю... О, воздержись!» – призывает она. – «Тебе добра хочу... Совет – благой...» Но Эдипа ничто не может остановить. Иокаста, вдруг ощутив весь трагический ужас истории, удаляется во дворец. «Горе! Горе! Только это слово скажу и замолчу на век», – говорит она за несколько секунд до самоубийства. Тем же днем проколит себе глаза и Эдип. Огромная ржавая труба, символизирующая рок и неминуемость расплаты, покатится на зрителей. Дочери Эдипа в белых платьицах постараются ее остановить. Но труба, словно жестокие и беспощадные жернова, поднимет их на самый верх, затем спустит опять. Слабыми ручками они будут останавливать трубу, а она, набирая ход, как злой рок, покатится на них. Вдруг неожиданно над всем амфитеатром погаснет свет. Зрители увидят перед собой ночное звездное небо. И полная тишина (слышно только шум ветра) сменится длительными аплодисментами.

респект: http://kommersant.ru/doc/3065233 Коммерсантъ Lifestyle от 18.08.2016 У Бога на ладони Как устроен спектакль «Царь Эдип» Римаса Туминаса Совместный спектакль вахтанговцев и актеров Национального театра Греции «Царь Эдип» произвел фурор в Эпидавре (месте, где находится самый древний амфитеатр мира, IV век до н. э.), на очереди — Москва. “Ъ-Lifestyle” побывал на греческих репетициях спектакля-сенсации, поговорил с главными действующими лицами и взял на себя смелость разобрать успех вахтанговцев на составляющие. Пять причин смотреть спектакль 1. Туминас поставил античную трагедию как исповедь Эдипа, два часа мучительной человеческой рефлексии и в конце концов смирения перед собственной виной. Победа рока на поверку оказывается победой совести. Абсолютная внятность и актуальность посыла при подчеркнутой образности и философском и даже сакральном содержании. 2. Вызывающая красота спектакля, каждой его отдельно взятой мизансцены. В греческом амфитеатре на 14 тысяч мест впечатление от символичной сценографии удваивается за счет аутентичности пейзажа. Звездное небо, теплые камни, сладкий воздух. Идеальные декорации вечности. 3. Греческий хор. Ни в одной другой актуальной московской постановке такого нет и не может быть. 4. Образцово-показательный ансамбль. Грандиозные актерские работы. Невероятных, трагических высот игра Людмилы Максаковой (Иокаста), взрывная, мощная — Виктора Добронравова (Эдип), точная, глубокая — Евгения Князева (пророк Тиресий). 5. Ощущение художественного чуда. Это театр, который противостоит всепожирающей энтропии, одиночеству, неверию, пустоте. Театр, гарантированно «включающий» душу. Высокий, страшный, по-хорошему ритуальный. Римас Туминас: «Смирение и признание своей вины — вот эти темы мне хочется вернуть на сцену. О них поговорить. Судьба — она как гладиаторский удар, а маленькие человечки — здесь, на арене. Гордый и свободный человек может признать свой грех. Больше того, он может сам себя за него наказать. Не кого-нибудь, а именно себя. Я говорю о настоящем, большом человеке. Сегодня я таких не вижу. Мы испуганно живем, неуверенно, защищаемся от всего, не признаем ошибок. Всегда у нас кто-то виноват или что-то. Мы убиваем в себе совесть. Но я верю, что она есть у любого человека. Надо только перестать придумывать себе проклятые оправдания. Еще одна важная мысль не будет высказана в спектакле напрямую, но я хочу, чтобы ее прочитали, прочувствовали. Женщина-мать и женщина-жена — это одно. Она — как связывающий всех и всё в этом мире клубок любви». Виктор Добронравов (исполнитель роли Эдипа): «О чем Софокл писал? О том, что человек тщетно пытается убежать от судьбы. И спектакль об этом. Мы играем по тексту. А для Римаса, как мне кажется, важна еще вот какая мысль — личностей мало сейчас. Даже не мало — тех, кто скажет "я виноват", — их просто нет. Помните, корабль утонул, а капитан первый сел на шлюпку. Он должен был быть последним или утонуть с кораблем. Вот об этом спектакль — о том, что нет сейчас таких людей. А Эдип был. Он принял весь груз ответственности на себя. Если бы была возможность сделать так, чтобы в нашем спектакле эта гигантская труба его задавила, поверьте, она бы его задавила. Мы думали, как это сделать. В Москве, может быть, найдем возможность». Людмила Максакова (исполнительница роли Иокасты): «Знаете, театр — такое дело. Актер должен играть, а не рассуждать. И потом, если много рассказывать, кто-то потом скажет: "А где же это все, о чем она говорила? Я ничего не увидел". Но мысль, которая важна в этом спектакле для меня лично, — это возмездие». Евгений Князев (исполнитель роли Тиресия): «О чем мы играем? Все, что ты совершаешь в жизни, никогда не останется без внимания судьбы. Нужно быть осторожней со словами и поступками. Никогда не совершать того, в чем не уверен. Придется отвечать. Если не тебе, то твоим детям. Слово, брошенное в воздух, не растворяется». Римас Туминас / фото: Александра Торгушникова Римас Туминас — один из немногих режиссеров, которым подвластен метафизический театр. Свою тактику в театре он формулирует как «нежную силу», актеров учит обращаться не к зрителю, а к «небесам». Про спектакль в амфитеатре говорит «мы у Бога как на ладони». «Царь Эдип» — спектакль, задуманный мощно, почти грандиозно. Он бескомпромиссен и при этом лиричен. Парадокс, действующий на зрителя гипнотически. При отсутствии агрессивных спецэффектов он буквально «втаскивает» зрителя в темы, о которых не принято ни говорить, ни думать. Фирменные туминасовские сцены пересказывать не будем — их стоит увидеть самим. Людмила Максакова: «Римас Туминас — непредсказуемый режиссер и загадочный человек. Он очень любит делать сюрпризы. Себе самому в первую очередь. У него какое-то особенное мышление, каждый раз он удивляет. Как говорил великий режиссер Дикий: "Чем будем удивлять?" В искусстве всегда интересны открытия, а не повторение пройденного». Евгений Князев: «Для меня этот режиссер — последний из могикан, которые остаются в российской режиссуре, которые владеют настоящим театром. Театром, который обращается к человеку, к его чувствам, к разуму, к эмоциям, к душе. Несмотря на то что "Евгений Онегин" — спектакль моего театра, театра, в котором я служу всю свою жизнь, для меня он — откровение. Никогда не думал, что так можно поставить Пушкина. И это заслуга Римаса. Его режиссура удивительна, уникальна. Интерпретатор? Может быть, но он хороший интерпретатор». Адомас Яцовскис (художник): «Мне нравится театр, который делает Римас, его эстетика. Он очень человечный, для людей. В театре меня что-то должно волновать. Если не волнует, в итоге мне неинтересно». Фаустас Латенас (композитор, автор музыки к спектаклю): «Мы вместе работаем уже больше 30 лет. И что всегда мне импонировало, так это его умение на все, что происходит в жизни, смотреть с иронией и большой любовью. Почему Римас так любит Чехова? Чехов тоже смеется, но одновременно сочувствует, желает помочь. Эта философия, мне кажется, заметна во всех его спектаклях. Вся жизнь — между смехом и слезами. У меня есть такое произведение "Самба слез" для скрипки и фортепиано. Казалось бы, противоположности. Самба — танец радости, кипящей жизни. Но почему-то "Самба слез". Так бы я определил и творчество Римаса, и свое». Виктор Добронравов: «Я считаю Туминаса великим режиссером. Мне кажется, что такие, как он и Юрий Бутусов... о них потом мои внуки будут читать в учебниках истории. Его постоянные соавторы — Адомас Яцовскис и Фаустас Латенас — гении тоже. Они втроем — как Змей Горыныч. (Смеется.) Мне кажется, что Римас близок к космосу. После драматических постановок он поставил в Большом театре "Катерину Измайлову". Теперь ставит в Греции на 14-тысячный амфитеатр. Что дальше? Ему уже тесно. Мы в шутку спрашиваем: "Римас, что дальше? Где? Как?" Понятно, что он задумывается и о кино, потому что его режиссура очень кинематографична. Многое в работе с ним меня завораживает. У него совершенно свой взгляд на мир, на театр. Он безумно любит театр, любит артистов, любит зрителей. Считает спектакль каким-то священнодействием, театр — местом силы. Это очень важно, потому что в последнее время на первое место выходят эпатаж, провокации, гонка за популярностью. Римас тоже далеко не классический режиссер. Он понимает, что так уже было и уже не интересно. И он делает по-своему, но с огромным уважением к материалу. После первых репетиций "Эдипа" приходили люди, говорили: "Ничего себе, вы как будто бы умудряетесь играть действительно древнегреческую трагедию". А мы же не играем по классическим канонам. Мы играем как современные артисты». Музыку к спектаклю написал постоянный соавтор Туминаса композитор Фаустас Латенас. Как и в других спектаклях, в «Царе Эдипе» она полноправный участник действия. Тревожная, страшная, нежная, щемящая. В ней одинаково слышны трагический ужас и томительная меланхолия. Она настраивает на чувствование. Не раскрывает заданную режиссером тему, а отзеркаливает ее. Музыку для греческого хора и речитативы написал композитор Теодор Абазис. Фаустас Латенас: «Римас не ставит мне конкретной задачи. Мы оба ждем, когда у него созреет замысел, название созреет. Когда оно уже есть, жду его слов о том, чего бы ему хотелось. Потом мы можем вместе слушать какую-то музыку или даже просто разговаривать, размышлять. Ничего конкретного. Вообще, театр — такое искусство, в котором нет конкретики. Оно идет из сердца, из чувств. Эти вещи не имеют материальной основы. И зависят от душевного состояния. Мне хотелось, чтобы в "Эдипе" зрители услышали, ощутили боль через какую-то тему. Для меня эта тема Иокасты. Римас где-то точнее это объяснил, это спектакль не столько об Эдипе, сколько об Иокасте. Через тему Иокасты для меня слышны темы и мора, и беды, и опасности, нависшей над городом, вообще над человеком. Это тема, которая заставляет понять: никуда от рока не убежишь». Теодор Абазис (композитор, автор музыки для греческого хора и речитативов): «Я знал, что в спектакле (и вообще в русском и литовском театрах) много музыки. Она всегда звучит в эпизодах. Поэтому для меня самым главным было не заглушить ее, а, напротив, помочь зазвучать еще пронзительней. То есть помогать ей, не прикрывать. С Фаустасом мы работали параллельно, поэтому до нашей общей встречи его музыки я не слышал. Как он не слышал моей. К тому же изначально мы здесь больше работали над произношением текста, тонами и полутонами. Наше дело — больше говорения, ритма, речитатива. Хор олицетворяет общество, правильнее сказать, сообщество, которое реагирует на то, что происходит на сцене. А там происходят конфликты. Оно их обсуждает. Конфликты могут быть и в хоре, каждый характер в этом хоре может иметь свою позицию. Но эта позиция так или иначе должна потом стать общей». Партитура актерских движений в спектакле выстроена с математической точностью. Это герои без оглядки на конкретную эпоху и время. Они близкие, понятные, узнаваемые. Туминас каждого из них оправдывает, больше того — он их жалеет и им сочувствует. В спектакле участвуют Людмила Максакова, Евгений Князев, Виктор Добронравов, , Евгений Косырев, Эльдар Трамов, Артур Иванов, Валерий Ушаков, Екатерина Симонова, Павел Юдин. Костюмы героям придумал художник Максим Обрезков, хореограф - Анжелика Холина. Людмила Максакова: «Иокаста совершила преступление. Она погубила трехдневного ребенка, отдала на смерть, потому что муж боялся предсказания, которое гласило, что он умрет от руки своего сына. И она убила ребенка. Есть преступление и наказание. Но я не играю, как вы говорите, женщину-убийцу. Это что-то из вампирского сегодняшнего лексикона. Софокл — это же не Спилберг, правда?» Виктор Добронравов: «Мой Эдип — бунтарь, человек, приравнявший себя к Богу. Но я его оправдываю. Я как артист должен это делать — находить оправдания любым поступкам своих персонажей. И, знаете, найти оправдание легко даже самым подлым и низким действиям: "Да, я сделал плохое, но я сделал это, потому что…" Эдип попытался перехитрить богов. Но он не плохой человек. В итоге он взял на себя ответственность. В этом весь смысл». Евгений Князев: «Тиресий — исторический персонаж, согласно мифам, действительно предсказатель. По одной из легенд, этот дар ему дала Гера, по другой — Зевс. Если вы спрашиваете, что это за характер — его в древнегреческой трагедии нет. Тиресий мудр. Он здесь и сейчас вспоминает о том, что он когда-то предсказал Лаю. Рок движет миром, от него никуда не скроешься. "Зришь ныне свет — но будешь видеть мрак. Найдется ли на Кифероне место, которое не огласишь ты воплем, свой брак постигнув?"» Декорации к «Эдипу» скупы и символичны. Почти пустое пространство, гулкое эхо. По сцене катается гигантская ржавая труба как страшный символ все сметающей на своем пути судьбы, рока. Над сценой на длинных палках проносят чучела черных воронов. Вызывающая оторопь, ошеломляющая картина конца времен. Адомас Яцовскис: «Если бы я знал, как придумалась эта труба, я был бы счастливым человеком. Первая мысль, когда услышал, что ставим, была "О Боже, не придумаю!". Но я каждый раз так думаю. Эта труба как отдушина. Когда спектакль переедет в Москву, я думаю, он многое обретет. Эта декорация будет лучше смотреться на сцене. Но что-то он и потеряет точно, конечно». Репетиции Репетировали спектакль сначала в Москве, затем в Афинах (кстати, Афины его еще увидят — 21 и 22 сентября «Эдипа» покажут в театре Одеон Герода Аттика). Завершающий блок — в Эпидавре. Из-за изнуряющей жары работа начиналась только поздно вечером, заканчивали глубокой ночью. Людмила Максакова: «Самое сложное — найти какое-то понимание, все объединить. В двух словах об этом не расскажешь. Это то же самое, как если вам сейчас студент Бауманского института будет рассказывать, что такое сопромат. Репетиционный процесс не менее сложная работа, чем работа физика, химика, научного исследователя. Просто людям кажется, что они разбираются в двух вещах абсолютно безукоризненно: в медицине и в искусстве. Им все кажется легким. Но это совсем не легко. "Царь Эдип" для нас — эксперимент, никогда раньше не играли в греческом амфитеатре под открытым небом. Неожиданное пространство, совместная работа с греческими актерами. Много нового, как вы говорите, вызов. А к вызовам актерской судьбы нужно всегда относиться со знаком плюс. Иначе зачем этой профессией заниматься, если ты считаешь, что вызов — это минус? Хотя все имеют право на провал. Так говорил Петр Наумович Фоменко». Александра Торгушникова Евгений Князев: «Репетировать с Римасом легко. Он не диктатор. И все наши недостатки превращает в наши достоинства. На первых репетициях он присматривается к актерам, даже к тем, кого хорошо знает. Что-то предлагает: а сделай вот так, а попробуй вот эдак. Если говорить о "Царе Эдипе", то здесь главная сложность — новое для нас пространство. Очень волнительно. Потому как дома, в нашей коробке театральной, все было понятно и хорошо. Там я видел эмоции наших артистов, их воодушевление. И видел трагедию, которая написана Софоклом». Виктор Добронравов: «В чем самая главная сложность? До того как мы приехали в Эпидавр, мы не знали, как это будет — играть спектакль в амфитеатре. Вот вы плаваете в бассейне, вам говорят: "Все хорошо. Но потом вы будете плавать в открытом океане". И вы вроде знаете, что такое открытый океан — нет ни дна, ни берегов. Но ведь никогда не пробовали в нем плавать. Репетировать с Римасом было тяжело и непривычно только в самом начале, когда он только пришел в театр. Это был 2008 год, он говорил очень мало и медленно, потому что практики разговора на русском языке у него было мало. При этом он и тогда, и сейчас четко ставил задачи. Буквально после второй премьеры, после "Дяди Вани", между ним и труппой случилась "химия". Он завоевал театр, привел другого директора. Сегодня в театре самые большие зарплаты в Москве и вообще в России. Это все сделал Римас Туминас, один человек». «Царя Эдипа» сыграют в Москве на юбилее театра — в ноябре Вахтанговский отмечает 95-летие. На премьерные показы (13 и 14 ноября) приедет греческий хор. Наталья Витвицкая

респект: http://www.teatral-online.ru/news/16391/ август 2016 Римас Туминас: «Не надо трактовок. Раскрой автора» Персона/ Виктор Борзенко | Фото: Александра Торгушникова и пресс-служба театра/ Недавно в рамках Афинского фестиваля искусств Римас Туминас вместе с артистами Театра им. Вахтангова выпустил «Царя Эдипа» (см. репортаж с места событий), российская премьера которого состоится в ноябре в Москве. После премьеры корреспондент «Театрала» побеседовал с режиссером… – Римас Владимирович, вы впервые работаете в античном амфитеатре? – Была попытка делать в Финляндии «Лисистрату» как своего рода имитацию римского театра. Но там пространство больше напоминало стадион. И было это к 200-летию Финляндии. Правда, в день премьеры с утра начался затяжной дождь, и спектакль мы так и не сыграли, что спасло нас от провала. Никто не приехал, хотя генеральную репетицию я провел. Так что, опыт был. И он оставил у меня, скажем так, чувство… – Сжатой пружины? – Именно. Вроде бы уже ступил на этот путь, попробовал, но продолжать не хотелось. Я тогда сказал себе, что никогда больше на открытом воздухе ставить не буду. Сейчас модно переносить театральное действо на какие-то развалины, в сараи, в заводские цеха… Но это не мое. Мне нужен зал, хоть и простой, но обязательно с четвертой стеной. – Но все же от предложения поставить «Царя Эдипа» в Греции вы не отказались… – Я увидел в этом добрый знак. Предзнаменование. Обычно я говорю артистам: не надо играть для меня, не надо играть для себя или для зрителя… Театр в лучшие свои мгновения становится храмом и, значит, играть мы должны для бога. Это наша мольба. Наша демонстрация человеческого несовершенства – попытка взглянуть на жизнь со стороны… В Эпидавре амфитеатр строился в IV веке до н.э. при храме бога медицины и врачевания Асклепия. Здесь в античности никогда не играли спектаклей – греки выходили на орхестру читать стихи, поскольку считалось, что подобный «обмен энергиями» исцеляет душу. Здесь бог рядом, его можно ощущать. Поэтому я согласился… Хотя на месте, признаюсь, струхнул и тоже понадеялся на дождь. Смущение было, но греки радушно приняли спектакль. – Между нашими народами много общего… – Я вообще все больше убеждаюсь, что нельзя делить человечество на братские и небратские народы, как было принято у нас в советское время. Мы все братья. И все мы одинаково устроены. Предательство на любом континенте выглядит, как предательство, а любовь – как любовь… – На дворе санкции, нестабильная международная обстановка… – Да, санкции, обстановка, политика… Но театр стирает границы, театр примиряет «братские» народы с «небратскими»… В ноябре мы покажем «Царя Эдипа» в Москве – в рамках юбилея Театра Вахтангова. В дальнейшем он будет идти у нас в репертуаре. И мне очень хотелось бы, чтобы те 11 греческих артистов, которые играют хор и народ, участвовали не только в российской премьере, но и во всех последующих спектаклях. Дирекция говорит, что это достаточно накладно, но мы все же постараемся что-то придумать. Возможно, спектакль будет идти раз в месяц или еще реже, но искать грекам замену в Москве, мне кажется, неправильно. Получится совсем уже другой спектакль. А я хочу подчеркнуть: смотрите, мы все разные, мы живем в разных странах и говорим на разных языках, но душа у нас болит одинаково… – Вы не раз говорили, что цель драматического театра – гармонизировать внутренний мир человека… – Да, я уверен, что зритель не вернется в театр, где ему однажды сделали больно… – Вопрос, конечно, наивный, но все же: легко ли следовать этому закону, работая на античных подмостках? – Я больше скажу: не то что легко, а гораздо легче. Потому что амфитеатр этот, построенный для ритуальных целей, уже изначально священный. Здесь никому не разрешается наступать на сердцевину орхестры, нельзя курить, нельзя оголяться, нельзя кричать и ругаться (акустика в амфитеатре поразительная). Местные службы за этим строго следят, потому что мы на территории памятника. Причем это касается не только поведения (уважать себя и других), но и имеет прямое отношение к режиссерскому подходу: мол, здесь не место хамству, невежеству, эпатажу, якобы трактовкам «по поводу Чехова», «по поводу Стриндберга», «по поводу Ибсена». Нет. Здесь, пожалуйста: раскрой автора. – Вы всегда ставили автора выше режиссера, но мир меняется, театр становится другим. Не сложно ли вам сейчас соблюдать этот принцип? – В какой-то мере – сложнее. У нас популярный театр. Актеры много снимаются, участвуют во всевозможных проектах и порой привносят из внешнего мира эту пыль которую, как инфекцию, надо устранять. – Что именно? – Например, кокетство, потакание зрителю. – А как вы боретесь? – Повлиять можно только творчеством. Если я что-то и рекомендую артистам, то это интерес к науке, открытиям... Необходимо изучать мир, удивляться тому, какие чудеса происходят, жить этим. Интересоваться подводным миром и космосом, всматриваться в звезды. Если мы станем смотреть на звезды, то тогда, наверное, иначе начнем воспринимать окружающий мир. – Сейчас повсеместно обсуждается финансовый кризис, но у вас в театре в прошлом сезоне открылась Новая сцена. То же самое и в отношении гастролей: театры сокращают расходы, а вахтанговцы продолжают свое триумфальное турне. Вам приходится менять свои планы? – Пока что нет. Наверное, это потому, что мы вне политики. Театр, на мой взгляд, вообще не должен обращать внимание на политические веяния, поскольку при любых эпохах, режимах и стилях правления у него одна задача – говорить о человеческой сущности. В этом – его политика. Сейчас нам всем тяжело: соседи, как в большой коммунальной квартире, стали предъявлять друг другу претензии… Развернулась кухонная свара вокруг газовой плиты... Не думаю, что театр должен включаться в этот конфликт, поэтому свои гастрольные планы Театр Вахтангова не меняет. – Но все же ваше личное ощущение от заграничных поездок как-то изменилось в последнее время? – Оно стало меняться не сейчас, а несколько раньше… Как только меня в 2007 году попросили приехать из Литвы и возглавить Вахтанговский театр, я почувствовал себя человеком театрального пространства Европы. Россия открылась для Европы, Европа – для России. Даже о безвизовом режиме с Испанией заговорили. Ожидался всеобщий праздник. Мир во всем мире… Я нужен там, я нужен здесь. Меня везде приглашают… Вот-вот сотрутся границы. Всё к этому идет... Но вдруг на международной арене что-то пошатнулось. И неприятности стали нарастать, как снежный ком: одна страна нам не подруга, другая, третья. В конце концов я потерял ориентир: что происходит? Куда все движется? – У вас есть рецепт: как человеку вашей профессии жить в столь неспокойной обстановке? – На нее не нужно реагировать. Занимайся своим делом. – Как у Чехова: «Неси свой крест и веруй»? – Наверное, да. Можно и так сказать. – А в чем ваш «крест»? – Я всегда болел за человеческие трудности. Я там, где нищие люди, где плохо живется, я всегда с ними. И если я эту связь потеряю, то потеряю профессию. А реагировать на политику… Если ты реагируешь на нее сегодня, то чем же ты будешь заниматься завтра, когда эти события пройдут? Ждать новых событий? Жить от события к событию? Провоцировать их, чтобы затем реагировать? Надо жить своим внутренним миром. Греческим поэтам в древности выкалывали глаза, чтобы они по слуху, по воздуху могли понять вечность, а не сиюминутность происходящего. – А вы не задумывались, почему люди в России на улицах так редко улыбаются? – Задумываюсь каждый раз, когда выхожу на улицу. Чем русский человек так ущемлен? Что у него отобрали? И кто сбил улыбку с его губ? – В Литве иначе? – У нас тоже улыбка несмелая, но все же в Литве сказывается близость к центральной Европе, где улыбаются тебе и в ресторане, и в магазине… Конечно, когда видишь прохожих с застывшей гримасой на лице, хочется как–то крикнуть, помочь… – Но все–таки: в чем причина такой унылости? – По вечерам после спектакля я захожу в супермаркет. Помню, еще в прошлом году стал замечать, что много людей в хорошем настроении. В продуктовую тележку бросают все подряд, на цены не смотрят. Счастье. Завтра будет еще лучше… Но теперь все изменилось. Лица сосредоточенные, движения скованные, осторожные. Хозяйки стали бережливыми, потому что нет уверенности в завтрашнем дне. Продукты дорожают, люди стали разборчивыми. Я даже за собой заметил эту черту: сначала смотрю на ценник и только потом на товар. Принципиально отказался от слабосоленой рыбы – это безумие покупать ее по этим ценам. Для меня это своего рода протест. Почему? А потому что не надо издеваться над человеком. Устраивают бесконечные «Акции», «Товары дня», но сколько бы раз я ни пытался купить что–то выгодно, понимал, что в итоге меня обманули. «Товар дня», например, впрок не купишь: обычно в таких продуктах срок годности заканчивается. Вот эта тенденция, на мой взгляд, не здоровая. Каждый обманывает. Друг друга стали обманывать. Потому и улыбки нет, потому что живем в тотальном вранье ради собственной выгоды, ради выживания. – А что можно сделать, чтобы изменить? – Вы знаете, когда у меня в первые в жизни состоялась премьера в театре, я вышел на улицу, чувствуя себя триумфатором. Мне казалось, что прохожие бросятся ко мне и, как минимум, подхватят на руки. Но вдруг я понял, что иду сквозь толпу, которой до меня нет никакого дела. Я удивлялся: почему они не были в театре? Почему они не замечают меня? Почему не знают, что я только что победил? Это ответ на ваш вопрос: ничего изменить нельзя. Жизнь развивается по своей внутренней драматургии. Можно только научиться легче переживать тот или иной абсурд.

респект: http://ru.delfi.lt/misc/culture/rimas-tuminas-igrat-my-dolzhny-dlya-boga.d?id=72068872 ru.DELFI.lt среда, 17 августа 2016 г. 11:39 Римас Туминас: играть мы должны для бога Недавно в рамках Афинского фестиваля искусств Римас Туминас вместе с артистами Театра им. Вахтангова выпустил «Царя Эдипа», российская премьера которого состоится в ноябре в Москве.

респект: http://kultura.lrytas.lt/meno-pulsas/r-tuminas-noretusi-iskelti-zmogaus-garbes-ir-orumo-veliava.htm?foto=1 2016-07-18 R. Tuminas: „Norėtųsi iškelti žmogaus garbės ir orumo vėliavą“ Reюisierius R.Tuminas Graikijoje repetuoja Sofoklio „Edipа karaliш“. V.Balkыno nuotr. Epidauro amfiteatre telpa 14 tūkstančių žiūrovų.

респект: https://www.facebook.com/vilniaus.teatras/posts/1751331881821087 Vilniaus Mažasis Teatras добавил(-а) 8 новых фото — с Daiva Baltūsytė-Len и еще 3. 15 июля 2016 Liepos 13 d. 13 val. Vilniaus mažasis teatras surengė spaudos konferenciją, kurioje pristatytos istorinės Vilniaus mažojo teatro gastrolės Kinijoje. Spaudos konferencijoje Penghao teatre dalyvavo Lietuvos Respublikos ambasados Kinijos Liaudies Respublikoje Kultūros atašė Agnė Biliūnaitė, Vilniaus mažojo teatro meno vadovas Rimas Tuminas, režisierė Gabrielė Tuminaitė, teatro vadovė Daiva Baltūsytė - Len ir „Nanluoguxiang“ festivalio vykdantysis direktorius Xiang Wang. Jam Rimas Tuminas įteikė Vilniaus mažojo teatro varpo kopiją. Kad garsas apie šį festivalį plačiai pasklistų!

респект: http://kultura.lrytas.lt/scena/r-tuminas-kol-kas-nepripazista-kad-jo-gyvenima-valdo-likimas.htm 2016-07-16 Р. Туминас по-прежнему не признаёт, что судьба управляет его жизнью. Фото Р. Данисевичюса Литовец по происхождению, режиссёр, творческий руководитель Московского театра им. Е. Вахтангова Римас Туминас (64 года) в Греции занимается постановкой спектакля «Царь Эдип». Репетиции проводятся на сцене старейшего амфитеатра в г. Эпидавр при участии греческого хора и актёров театра им. Е. Вахтангова. С режиссёром перед поездкой в Грецию пообщалась корреспондентка российской газеты «Коммерсант» Наталья Витвицкая, беседовали о театре, ошибках, усталости, политике, маме и Антоне Чеховом. - Почему внезапно эта пьеса, почему антика? - Вы знаете, антика не настолько далека от нас, как вам кажется. Когда начали уходить в потусторонний мир мои близкие родственники, часто слышал: «Что поделать, такая у нас судьба. Может твоя будет иной. Верим, что она будет лучше.» В итоге, получается, уходя из жизни, они признавали: что как бы они не старались, судьба при любом раскладе более сильный противник. Где-то там, в поднебесье, всё предрешено. Увы, всё это начинаешь понимать только тогда, когда уже становится слишком поздно. Если бы смог понять это раньше, то мог бы умерить свой пыл, с кое-кем быстрей пойти на примирение, избежать множества конфликтов. Смирение и признание своей вины – вот что мне хочется вернуть на сцену. Об этом поговорить. Судьба – как сокрушающий удар гладиатора, а маленькие человечки – тут, на арене. - Выходит, судьба – это несчастье? - Однако, в момент этого удара (хочу, чтобы его физически слышали на сцене) человек может стать лучше, чище. Я и сам пока не признаю, что судьба управляет моей жизнью. И по-прежнему уверен, что могу с судьбой свести счёты. (улыбается) - Какую весточку вы хотели бы отправить зрителям? - Эта весточка не будет явно выражена в спектакле, но хочу, чтобы её увидели, почувствовали. Женщина-мать и женщина-жена – это единство. Она как всё и всех объединяющий клубок любовных нитей в этом мире. Есть ещё одна, дорогая для меня, мысль: гордый и свободный человек в силах признать свою вину. Кроме этого, он сам способен себя наказать. Не кого-либо, а именно себя. - Тут важно, то обстоятельство что тот, гордый и свободный человек – король, повелитель? - Совершенно неважно. Я говорю о настоящем, величественном человеке. Сегодня таких не вижу. Мы живём в постоянно испуганном состоянии, ни во что не верим, от всего защищаемся и не признаём ошибок. Согласно наших слов, всегда кто-то другой виноват. Мы постепенно убиваем свою совесть. Однако, верю, что она есть у каждого. Всего лишь достаточно перестать непрестанно искать те проклятые оправдания. - Можете охарактеризовать язык Софокла? На что он похож? - На мелодию. И я бы не сказал, что эту мелодию можно назвать героической. Скорей всего можно отнести к мягкой, ласкающей слух. И это характерно не только «Эдипу». В каждой трагедии найдётся место и для нежности, и для юмора. Нужно везде и всегда искать иронию. И жить нужно беззаботно. Я работаю в театре не для самовыражения, не ради того, чтобы кого-либо украсить или возвысить. Я никому не собираюсь захламлять душу. Но и её чисткой заниматься не намерен. Для меня важней всего чтобы зритель почувствовал, насколько осторожно с ним обращаюсь. Не угождаю, но и не поднимаю на пьедестал. - Тогда, в таком случае, каковы ваши отношения со зрителем? - Я всегда говорю, что нужно играть роль и для «третьего глаза», для неба. И если небо откликнется, то спектакль получится. Пусть на одну секунду, но зритель почувствует: смерти нет. А есть красота и вечная жизнь. Весь театр ради этой секунды. И она этого стоит. Р. Туминас репетирует спектакль «Царь Эдип» на сцене старейшего амфитеатра в г. Эпидавр в Греции. - А вы ставите ваш спектакль не обращая внимания на принципы греческого театра, непривычно открытую сцену? - Любой спектакль очень интересно ставить в иной обстановке, и наблюдать, как он там живёт. Звучит ли жизнь, звучит ли судьба. В итоге, в лучшем смысле этого слова, этот спектакль для меня – своеобразный вызов. Однако, без волнения и страха. Я чувствую вдохновение и творческий азарт. Не прекращаю размышлять, какая же встреча нас ждёт. По непонятной мне причине уверен, мучений это не принесёт. Мы стараемся быть справедливыми. Думаю, что ангелы, обитающие в амфитеатре и в окружающих его лесах, спустятся к нам. Спустятся по той причине, что приходим к ним не с целью разрушать и не с целью удивлять. И мы не боимся этого. А вы знали, ангелы не любят трусишек - улетают. (Улыбается.) А нас, думаю, они будут охранять. Если вести речь о национальных особенностях, я уже на протяжении длительного промежутка времени все театры воспринимаю как один. Театральная среда – общая. Мы все одинаково ощущаем боль и любовь. Разве боль или любовь имеет национальность? Я устал сравнивать. - Каков он, идеальный актёр, с вашей точки зрения? - Актёр – интеллектуал, конечно, мечта. Но, если смотреть без розовых очков, хочется, чтобы актёр не прекращал учиться и искать. Мне говорят: «Уважаемый Римас Туминас, я нашёл». А я в то время думаю «Это ты нашёл чужое. А ты попробуй изобрести, не старайся быть оригинальным, просто изобрети». Актёр должен требовать от себя чистоты. Только тогда он сможет транслировать чистоту и окружающим его людям. И стараться не огорчаться из-за любых обстоятельств. Не сдаваться жить. А если вдруг захочется – сразу браться за чтение А. Чехова. - А.П. Чехов, как и раньше, ваш любимый автор? - Да. Вот, жалуется мне на свою жизнь актёр, а я ему в ответ: «Иди к доктору». Доктору А.П. Чехова. Попроси рецепт, жалуйся, расскажи, почему стал таким агрессивным, нетерпимым. Он тебе вместо рецепта выпишет пьесу, ты её прочитай – и поправишься». - Не давит ли на вас ответственность? Театр им. Е. Вахтангова, множество сцен, театр им. Рубена Симонова под вашим крылом. А также множество гастролей, работа в Большом театре, а вот теперь и Греция. Зачем столько? - Признаться, я часто думаю об этом: зачем? На протяжении всей своей жизни мечтал быть свободным художником, купить кепку и белый шарфик. (Смеётся). Иногда заглядывать к друзьям или в театральный буфет и бесцеремонно спрашивать: «Ну, как? Что ставите? Когда завершаете сезон? Когда его начинаете?» а затем отправляться дальше, в другой театр. Вместо этого на протяжении всей жизни пришлось руководить. Однако, и в обязанностях я сам себе нахожу свободу. Вы можете спросить: «какая же свобода в большой тюремной камере? В любом случае тут нужно жить по правилам других людей. Однако мои законы для меня имеют более высокую ценность. Некоторые проблемы я спокойно обхожу во сне. Просыпаюсь, и, словно, и проблемы не было. Я настоятельно призываю всех актёров театра им. Е. Вахтангова верить. Обязанности – это не приговор. Обязанности – это возможности. Среди них становится возможным быть свободным в рамках зависимых обстоятельств. - Конкурируете ли вы с кем-либо из режиссёров или творческих руководителей? - Нет, никогда не приходила такая мысль. Только на протяжении всей жизни стремился к добру и красоте. Склонялся к творчеству Анатолия Эфроса, Георгия Товстоногова, Джорджо Стрелер, Анатолия Васильева, Юрия Любимова и представителей театра других жанров. Творческие чудеса довольно редки, нужно уметь склоняться перед ними, тогда не будете ощущать ни зависти, ни конкуренции. Конкурировать нужно с самим собой. - Теперь модно вести беседы о роли театра, искусства. - Искусство не имеет иного предназначения кроме гармонизации окружающего мира. Это святая миссия – возродить то, что разрушено, в человеке, в стране, в мире. Бороться с реальностью? В спектаклях или в фильмах анонсировать какие-либо программы? Да, возможно. Но тогда, в таком случае, хочу увидеть, какую справедливость эти программы создают. На данный момент ничего там не вижу кроме разрушения. Я только вижу, как некоторые деятели искусства (и не только они) получают удовольствие от процесса разрушения. - Чтобы вы назвали бы болезнью нашего времени? - Невежество – самая страшная болезнь. Всё происходит из-за невежества. - Кого бы вы назвали героем нашего времени? - Этот же вопрос мне в своё время задал Михаил Ульянов. Я тогда не знал, он был в составе Высшего совета Советского Союза, и, когда решалась судьба прибалтийских стран, в том числе и Литвы, он голосовал за независимость Литвы. Меня это ошеломило. Кроме этого он был председателем Театрального сообщества. Театр им. Е. Вахтангова, его театр, тогда попал в сложную финансовую и творческую ситуацию. Ему по этой причине очень сильно болело сердце, он очень сильно из-за всего этого переживал. И когда он спросил: «Кто герой?», я ответил: «Не знаю». В то время я не понимал того, что он и является героем нашего времени. Тот, у которого болит сердце из-за страны, театра, искусства, человека. - А вам болит? - Да, начинает болеть, когда надоедает наблюдаемая ситуация. Столько лет только одни разговоры! Болит сердце из-за мелкого и среднего бизнеса. Из-за сельского хозяйства… Из-за того, что издевались над людьми и продолжают издеваться. Нужно помолчать. Просто объявить мораторий: молчать и работать на протяжении двух лет. И чтобы все политики замолчали. Вы можете представить, как стало бы тихо? Только был бы слышен стук молотков строителей. Когда был в Сеуле, жил на 16 этаже. И на протяжении всего времени слышал работающих людей. Создавалось впечатление, что стены мне пробьют. Посмотрев в окно, увидел – корейцы работают, проводят интернет. Меня тогда поставило в тупик, они в процессе работы не переговариваются. Тогда предположил – возможно, обиделись. (Смеётся). В России в начале услышишь не работающих людей, а крики, вопли, анекдоты… А те ребята работают молча. - Театр им. Е. Вахтангова в настоящее время занимает лидирующие позиции, однако, в интервью вы осторожно отзываетесь о его победах. С чем связаны ваши опасения? - Победы – это только начало. Невозможно жить только удачей, сразу и мысль и желания мельчают, мечты становятся обыденными. На протяжении всей жизни нужно поднимать глаза к солнцу, искать. - С какой целью? - Чтобы достичь победы. А она, вы не представляете, как далека. В наше самосознание внедрили мысль: если чего-либо достигли, то в таком случае можно расслабиться. Пусть всё происходит в тихом спокойном темпе и… будет абсолютно одинаковым. Серый спектакль? Ничего, следующий будет лучше. Все мы серые и хорошие. (Улыбается). И самое важное – придерживаемся традиций. А традиции нужно менять. - Как именно? - Современность не передаётся какими-либо сверхсовременными декорациями или джинсами, которые одевают актёры. Что за абсурд? Современность – это современный способ мышления. Мы должны точно знать, почему и во имя чего занимаемся постановкой спектакля. И, несмотря ни на что, не колебаться. Мы должны обхватить другую эпоху, извлечь из неё все нити и вплести их в день сегодняшний. Задание, конечно, сложное, но благородное. А нам, увы, не хватает времени, чтобы играть роль с полным погружением, нет времени, чтобы учиться познавать человека. Вот и занимаемся постановками мотивов. Тут не время виновато в том, что мы мечемся из стороны в сторону. Мы всё решим. Была бы дисциплина. - Постановкой каких спектаклей вам интересней всего заниматься, о чём думать? - Только о человеке и его стремлении быть счастливым, любить. И о том, что ему постоянно не получается достичь этого состояния. О сладком разочаровании жизнью. А. Чехов на всех смотрел с улыбкой: вот, мечутся люди из стороны в сторону, ищут счастья. Он их жалел: да, вы хорошие люди, но при любом раскладе не найдёте… но ничего не сделаешь, поищите, поищите. Никогда не буду заниматься постановкой любых пьес с политических уклоном. И не потому, что чего-либо боюсь. Просто политика – это объект средств массовой информации, а вовсе не театра. Я в этом абсолютно уверен. У театра иные задачи. А какие – уже упоминал. - За что вы наиболее благодарите судьбу? - За то, что у меня была такая мама. Она умела любить. Была такой терпеливой и смирившейся душою. Одновременно мягкой, не держащей зла, всё понимающей. Она работала швеёй в деревне, и я в то время этого не понимал. Но мама была настоящей искусницей, дизайнером. Как же она огорчалась: «Понимаешь, Римас, её фигура ни на что не годная. Как же её убедить? Я ей предлагаю то, что ей подходит, а она артачится. Будет некрасиво. Тут не нужны эти петухи». Всё это помню. И, восьмилетнем возрасте, будучи ребёнком, серьёзно с ней обсуждал: «Да, у тёти не такая фигура, ей не подходит твоя модель». (Смеётся.) Мамина швейная машина «Зингер» нас кормила. Теперь она стоит в моём доме. Мне очень не хватает моей мамы. На протяжении двух – трёх лет не мог понять, что же я делал плохого, а что хорошего. Упустил критерии. Об этих критериях, конечно, её никогда не спрашивал, но всё понимал наилучшим образом, пока она была жива. Теперь прервалась и эта связь. Я не могу поступить так, что бы она не одобрила бы. - Чего вы никогда не смогли бы сделать? - Обмануть, украсть, предать. Подготовила Милда Аугулите

респект: http://www.mk.ru/culture/2016/09/12/rimas-tuminas-postavit-fausta-gete.html Римас Туминас поставит «Фауста» Гете Заголовок в газете: И снится Туминасу сон Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27202 от 13 сентября 2016 Театр имени Е.Вахтангова открыл 96-й сезон фото: Евгений Семенов Римас Туминас позвал всех в цветущий сад. На Новой сцене — две горки фужеров для шампанского, а потом и шампанское с вишенкой, цветы и книги, изданные в театре и о театре. Все предназначено для тех, кто пришел на сбор труппы. Часть ее только вернулась с гастролей из Уфы. На экране — видеоролик, запечатлевший славные дела минувшего сезона: открытие Новой сцены, завершение ремонта основного здания, получение почетных званий и наград, юбилеи и даже открытие фитнес-центра в стенах театра. Владимир Путин в выпуске новостей слушает доклад министра культуры Владимира Мединского об успехах вахтанговского театра — самого успешного и доходного — и говорит: «Здорово!» А потом уже живой, а не экранный министр Мединский держит речь: «Театру — 95. А я все не мог понять, почему 96-й сезон — юбилейный. Это поможет вам дважды отметить 100-летие и дважды получить субсидии. Вахтанговский театр для меня как гражданина России — любимый театр». После таких слов министр поздравил Юлию Рутберг с присвоением ей звания «народная артистка РФ» и уточнил: «Начиная с этого года «народных» будет присуждаться не более 4–5 раз в год». Юлия Рутберг благодарила родителей, режиссеров, своих партнеров, без которых ни одного букета не было бы у нее: «Спасибо за то, что вы делаете мою жизнь цветной». В цветущие сады позвал всех и художественный руководитель театра Римас Туминас. Разговор о творческих планах он начал так: «А их у меня нет. Забыл в кабинете». Он говорил как поэт и философ, рассказал, как заснул: «Я человек сладкой лености, думаю, что все уже завершено. Так сладко это осознавать, не думая о грехах и неудачах». А потом он увидел открытое окно, за которым такая свежесть и такой волшебный мир: «Так и надо понимать красоту театра. Когда я проснулся, весь мой сад был в цвету. Природа призвала меня жить, и я опять с вами. Уже в восьмой раз перед вами выступаю. Надо только повторять фразу из пьесы «В ожидании Годо» Беккета: «Что будем делать?». И слышать ответ: «Ничего». И я вам объявляю: «Ничего». Придет Годо. Вы все должны ждать Годо, не меня. Будет день и будет праздник. Просыпаясь каждое утро, поздравляйте себя. Любите себя. Это не вредно. Радуйтесь, что идете в театр. Природа и искренность — единственное наше божество. А красота — это правда. Она так закрыта! Наша профессия заключается в том, чтобы пробираться к ней. Искусство и есть великолепный урок искренности. Прошу вас быть открытыми, любить друг друга». Потом Римас Туминас все же внес конкретику в свои размышления о будущем. У подножия Акрополя театр сыграет «Царя Эдипа», премьера которого уже прошла в Эпидавре: «После игры в открытом театре будем играть на сцене. Пока не очень понимаю, как это будет». То, что еще пять лет, и театру — 100, занимало умы многих. Римас Туминас сказал об этом: «Либо мне надо убежать к тому времени, либо приготовить «Пристань-2». Каждый раз надо ждать весны, цветов, радости. Жаль, что ушел министр Мединский, — я хотел при нем вспомнить слова Родена о том, что если бы общество, выставив себя на суд, признало свои ошибки, на земле был бы рай. Не обращайте внимания на похвалы. Да, мы лучшие. Но это просто успех, не победа, это праздник. А может быть, это не тот праздник, о котором мы мечтали. Но мы должны идти по этой дороге к празднику жизни. Цветы — это для других, не для вас». Сам он в новом сезоне поставит «Фауста» Гете. Скорее всего, весной. А на постановку «Ричарда III» Шекспира приглашен главный режиссер Тбилисского Русского театра им. Грибоедова Автандил Варсимашвили. Специально для Владимира Этуша выбрана пьеса «Пока я умирала» Птушкиной. Поскольку на сборе труппы постоянно звучало слово «успех», чтобы «отрезвить» труппу, Римас Туминас зачитал с листа: «Я тут что-то написал. Напыщенный, манерный стиль — это скверно. Стиль хорош, когда о нем забываешь. Это я как Жванецкий читаю. Вспомните, как мы в детстве играли». Он рассуждал о звании «художник» и говорил, что «мы пока труженики». Вахтанговский — один из немногих гастролирующих театров. В минувшем сезоне сыграно 539 спектаклей, в том числе 74 — во время гастролей: 42 — в России и 32 — за рубежом. Впереди — поездки в южнокорейский Бусан с «Дядей Ваней», в Нью-Йорк, Бостон, Торонто, Будапешт, Румынию… Зарубежные поездки расписаны до 2018 года. Директор театра Кирилл Крок замечает: «Если мы так интенсивно трудимся в театре, то год у нас состоит не из четырех кварталов, как у всех, а из пяти. Мы и получаем не четыре премии поквартально, а пять». 14 октября на Новой сцене состоится премьера спектакля «Наш класс» Тадеуша Слободзянека в постановке Натальи Ковалевой. 23 октября пройдет вечер, посвященный 100-летию со дня рождения актрисы Галины Коноваловой. 28 и 29 октября на сцене Первой студии театра Вахтангова — премьера «Фрекен Жюли» Стриндберга в постановке Гульназ Балпеисовой. 21 и 22 сентября «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса отправится в Афины. 13 ноября — в день, когда театр будет отмечать 95-летие, — его впервые сыграют в Москве. Светлана Хохрякова

респект: http://www.usoevphoto.ru/index.php?/category/719 12 сентября 2016 - Сбор труппы театра Вахтангова

респект: http://vm.ru/news/2016/09/12/tuminas-sravnil-sebya-so-zhvanetskim-332725.html 12.9.2016 Туминас сравнил себя со Жванецким Римас Туминас рассказал, что в этом сезоне труппа пополнилась девятью артистами Фото: Артем Геодакян/ТАСС 12 сентября Академический театр имени Вахтангова открыл 96-й театральный сезон. Звезды сцены собрались около золотого фонтана «Принцесса Турандот», чтобы вместе подняться на Новую сцену, где руководство в лице директора Кирилла Крока и худрука Римаса Туминаса поделится планами на будущее. В начале церемонии министр культуры России Владимир Мединский вручил звание народной артистке РФ Юлии Рутберг. — Я два раза не являлась к министру культуры на вручение звания народной артистки России, потому что была с театром на гастролях, — сказала в ответ Юлия Рутберг. — Спасибо моим родителям, педагогам, партнерам по сцене и министру культуры России за внимание к театру. Римас Туминас рассказал, что в этом сезоне труппа пополнилась девятью артистами из бывшего Театра имени Симонова. Режиссер зачитал внушительный список будущих премьер и поделился планами театра на этот сезон. В Бухаресте вахтанговцы сыграют спектакль «Минетти» и там же откроют звезду Римаса Туминаса. В Будапеште зрители увидят постановку «Евгений Онегин». А в Америку поедет «Дядя Ваня». 94-летний Владимир Этуш в октябре удивит всех в женской роли в спектакле «Пока она умирала» в постановке Владимира Иванова. Кроме того, в этом году итальянский актер и режиссер Тони Сервилло, сыгравший главную роль в шедевре Паола Соррентино «Великая красота», на вахтанговской сцене поставит спектакль. О красоте Туминас сочинил целую речь. Правда, в середине эссе сделал паузу и посмотрел на все это иронично: — Написал тут что-то про стиль и, кажется, выгляжу как Жванецкий, — заметил худрук театра. Завершающим аккордом праздника стало поздравление с 80-летием актрисы Агнессы Петерсон. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Владимир Мединский, министр культуры РФ: — Дорогие друзья, от всего сердца поздравляю вас с открытием нового сезона. Стараюсь не делиться личными симпатиями, чтобы никого не обидеть, но в данном случае молчать не буду — из всех драматических театров вахтанговский мой самый любимый. Сегодня в вручаю звание народной артистки Российской Федерации Юлии Рутберг — это самая высокая и самая редкая награда в области культуры.

респект: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=938717049565983&set=a.938716436232711.1073742196.100002830906191&type=3&theater

респект: http://oknovmoskvu.ru/teatr1/news_post/teatr-vakhtangova-96-y-sezon-ob-yavlen-otkrytym 17.09.2016 Театр Вахтангова: 96-й сезон объявлен открытым! Фото: Дмитрий Дубинский Один за другим столичные театры продолжают открывать новый сезон. И, безусловно, одним из самых ярких событий стало открытие 96-го сезона в Театре имени Евгения Вахтангова. «Я хотел бы, чтобы вы вспомнили о том, как играют дети, с какой серьёзностью и верой они относятся к игре. Вот эта серьёзность в игре, серьёзность в страсти, в искренности делает труженика художником. Искусство есть великолепный урок искренности» - объявляя сезон открытым, отметил художественный руководитель театра Римас Туминас. Мероприятие началось с воспоминаний о минувшем сезоне: вахтанговцы отыграли на Арбате 539 спектаклей, их посмотрели 295 тысяч зрителей! А 74 спектакля были показаны во время гастролей. Праздник посетил министр культуры РФ Владимир Мединский. Он поздравил коллектив и признался, что Вахтанговский театр один из его самых любимых, после чего вручил звание Народного Артиста России актрисе Юлии Рутберг. Директор театра Кирилл Крок напомнил о других премиях и признании на правительственном уровне, полученном вахтанговцами за минувший сезон, а также рассказал о гастролях. График насыщенный: в сентябре вахтанговцы уже побывали в Уфе, собираются в Грецию; в октябре театр отправится в Тбилиси, в Абакан и в Калининград; в декабре планируются показы спектакля «Царь Эдип» в Петербурге и поездка в Сибирь со спектаклем «Евгений Онегин»; затем Тюмень и Челябинск. В марте «Дядю Ваню» и «Мадемуазель Нитуш» увидят в Нижнем Новгороде. В апреле состоятся гастроли в Вильнюсе, а в мае «Крик Лангусты» приглашён на Кипр. Летом в Нью-Йорке, Бостоне и Торонто будет показан «Дядя Ваня». Но это не всё: переговоры о других гастролях ещё в процессе. Художественный руководитель театра Римас Туминас как всегда разговаривал с вахтанговцами на своём особом языке: о красоте, о правде, которая в красоте таится. И многозначительно сообщил, что необходимо «ждать Годо». Также Туминас представил режиссёра Сильвиу Пуркарете и творческую группу спектакля «Мнимый больной» с Сергеем Маковецким в главной роли. «Похвала — это успех, но ещё не победа. Нам нужно думать о другом, о том, как повлияли наши действия, как отразились, какой эффект оказали. Успех — это только часть нашего трудного пути к празднику» - отметил Римас Туминас. В планах театра на новый сезон несколько премьер: «Пока она умирала» в режиссуре Владимира Иванова, в спектакле занят народный артист СССР Владимир Этуш. В октябре зрителей ждёт премьера на Новой сцене: «Наш класс» (режиссёр Наталья Ковалёва). В Студии планируются постановки: «Фрёкен Жюли» (режиссёр — Гюльназ Балпеисова), «Дневник Анны Франк» (режиссёр — Екатерина Симонова). В конце октября на Новой Сцене состоится вечер памяти замечательной актрисы Галины Львовны Коноваловой, которой не стало в 2014 году. Также ожидается проведение французской лаборатории совместно с посольством Франции. Планируются и аналогичные лаборатории с режиссёрами из других стран. В самой философии Театра Вахтангова заложено стремление к постоянному развитию, изучению других школ, поиску нового.

респект: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=574341622758489&set=pcb.574341642758487&type=3&theater 22.9.2016

респект: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=602497223256231&set=a.208463679326256.1073741825.100004878762403&type=3&theater Kirill Krok 22.9.2016 рядом с Афины, Attica, Греция С Дж. Ферра , руководителем Фестиваля искусств Сполето по окончанию спектакля

респект: http://tass.ru/kultura/3647356 23/9/2016 Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса покорил Афины В двуязычном спектакле было задействовано 11 артистов Вахтанговского театра Римас Туминас © Сергей Фадеичев/ТАСС АФИНЫ, 23 сентября. /Спец. корр ТАСС Ольга Свистунова/. В четверг в Афинах с аншлагом прошла премьера российско-греческого спектакля "Царь Эдип" в постановке художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса. Действо прошло в 5-тысячном амфитеатре Одеон Герода Аттика, расположенном на южном склоне Акрополя. Трудно было поверить, что накануне спектакль оказался на грани срыва. Под угрозой срыва Как и полагается, перед афинской премьерой "Царю Эдипу" была назначена генеральная репетиция, которая должна была пройти на публике. Но не состоялась по причине непогоды. Амфитеатр Одеон Герода Аттика не имеет крыши, а в этот вечер разразилась страшная гроза. Репетицию отменили, актеров распустили. Туминас нервничал. К тому же прогноз погоды и на день премьеры не внушал оптимизма: в Афинах ожидался сильный дождь. К счастью, прогноз не оправдался. А, может быть, боги проявили благосклонность к спектаклю, объединившему русских и греков. Как бы то ни было, афинская премьера "Царя Эдипа" состоялась. На двух языках Вход для зрителей был открыт за час до начала спектакля, в 5-тысячном амфитеатре не осталось ни одного свободного места. "Царь Эдип" создавался как общий проект Вахтанговского театра и Национального театра Греции в рамках перекрестного Года России и Греции. Инициатива поставить трагедию Софокла принадлежит Туминасу, который привлек к воплощению этого замысла своих постоянных соавторов - сценографа Адомаса Яцовскиса, композитора Фаустаса Латенаса, балетмейстера Анжелику Холину. Изначально было решено, что в спектакле будут заняты вахтанговцы и их греческие коллеги. Причем играют они на своих языках: русские - на русском, греки - на греческом. В итоге в двуязычном спектакле задействованы 11 артистов Вахтанговского театра, в числе которых исполнитель заглавной роли молодой актер Виктор Добронравов, а также Людмила Максакова, Евгений Князев, Эльдар Трамов, Евгений Косырев, Артур Иванов, Екатерина Симонова, Виталис Семеновс, Валерий Ушаков, Павел Юдин, Максим Севриновский. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают 11 артистов Национального театра Греции. Мировая премьера "Царя Эдипа" с огромным успехом прошла 29 и 30 июля в древнейшем действующем амфитеатре Греции - Эпидавре. "Это было невероятное зрелище, - поделился своими впечатлениями директор Вахтанговского театра Кирилл Крок. - Более десяти тысяч зрителей пришли на премьеру "Царя Эдипа". Среди почетных гостей - президент Греции Прокопис Павлопулос. Когда спектакль завершился, финальная овация продолжалась более десяти минут". Успех афинской премьеры был не менее впечатляющим. Софокл, как Чехов Зрители охотно делились впечатлениями. Так, одна театралка в беседе с ТАСС заметила, что двуязычный "Царь Эдип" - это не просто событие перекрестного года России и Греции, это событие всей жизни". "Для нас Софокл все равно что для вас Чехов, - сказала другая зрительница. - Я знаю "Царя Эдипа", но, когда смотрела спектакль, все время ловила себя на мысли, что никогда не читала и не смотрела эту вещь, так необычно и интересно сделана постановка". Высоко оценил спектакль и его участников руководитель Нацинального театра Греции Статис Ливатинас. "Мы благодарны всем, - сказал он. - Но прежде всего человеку, которым я восхищаюсь и которого люблю, - Римасу Туминасу. Рад, что наши театры соединились в этом проекте. Надеюсь, что когда- нибудь подобное повторится снова". Маршруты "Царя Эдипа" Следующий показ спектакля пройдет в Москве, где премьера состоится 13 ноября, когда Театр Вахтангова будет отмечать 95-летний юбилей. Кроме того, "Царь Эдип" в качестве удачного международного проекта приглашен на Международный культурный форум, который в декабре пройдет в Санкт-Петербурге. Также есть приглашение на гастроли в Израиль. Не исключено, что летом 2017 года этот спектакль покажут на Международном фестивале искусств в итальянском городе Сполето, где минувшим летом с большим успехом гастролировал вахтанговский "Евгений Онегин". Во всяком случае руководитель этого фестиваля Джорджо Феррара специально приезжал в Афины, чтобы увидеть "Царя Эдипа". "Мне понравилось все: идея, режиссура и, конечно, артисты. Считаю, что русские актеры - лучшие в мире", - сказал ТАСС глава знаменитого европейского фестиваля.



полная версия страницы