Форум » Театр Вахтангова » 13(с сентября 2019) Театр. Сегодня и вчера. (продолжение-12) (продолжение) » Ответить

13(с сентября 2019) Театр. Сегодня и вчера. (продолжение-12) (продолжение)

респект: http://www.vakhtangov.ru/

Ответов - 15

респект: https://vk.com/wall-52679152_37604?w=wall-52679152_37604 Театр имени Евгения Вахтангова 27.4.2024 в 14:31 Дорогие зрители, спешим вас поздравить с рабочей субботой. Пожалуй, это то, чего нам всем так не доставало в эти прекрасные весенние дни.😉 И чтобы скрасить ваш досуг, предлагаем посмотреть интересный сюжет портала "Смотрим" из закулисья нашей премьеры "Повести Пушкина" в постановке главного режиссёра Анатолия Шульева. видео: https://vk.com/wall-52679152_37604?w=wall-52679152_37604&z=video-52679152_456239934%2Fb4bb16947c186c404d%2Fpl_post_-52679152_37604

респект: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-52679152_37609 Театр имени Евгения Вахтангова 27.4.2024 в 19:31 Спешим сообщить замечательную новость! Только что состоялась церемония награждения лауреатов специальной премии «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Ведущий церемонии - заслуженный артист России Виктор Добронравов. Высокой наградой отмечена наша прекрасная народная артистка России Людмила Максакова, всю жизнь посвятившая Театру Вахтангова. «Золотую маску» ей вручил режиссёр, народный артист России Сергей Яшин. Спецпремию «За поддержку театрального искусства России» получил из рук народного артиста России Евгения Князева Глава Республики Северная Осетия — Алания Сергей Меняйло за организационную поддержку восстановления и открытия Дома Вахтангова во Владикавказе. Нам бы, конечно, следовало подождать официальных фотоматериалов, но так как мы стараемся, чтобы вы всё узнавали первыми – публикуем фото из Владикавказа, которые были сделаны год назад на открытии Дома Вахтангова. Пожалуйста, если вам попадаются сегодняшние кадры из Большого театра в сети – присылайте в комментарии. От всей души поздравляем наших лауреатов!

респект: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-52679152_37637 Театр имени Евгения Вахтангова 28.4.2024 в 21:15 В эти минуты первые зрители, взвалив на спины котомки или сдав их в гардероб Симоновский сцены, отправились в путешествие «По Руси» тропами писателя Максима Горького. Сопровождать же их в странствии будет постановочная команда премьерного спектакля во главе с режиссёром Павлом Пархоменко и вахтанговские артисты: Василий Симонов, Наталья Масич, Дарья Щербакова, Анна Ляхова, Олег Форостенко, Евгений Кравченко, Иван Захава, Сергей Барышев и Василий Цыганцов. Павел Пархоменко, режиссёр: «Наш спектакль об отшельнической жизни молодого Максима Горького и его становлении как писателя. Его писательская судьба складывалась в непростое время. На стыке эпох он сумел не только не потерять себя, но и сформировать фундаментальные основы человеческого существования. Горький был великим гуманистом и проповедником «Человеколюбия»…» Пожелаем же всем «путникам» удачи и зрительского принятия! А с вами, дорогие друзья, спешим поделиться первыми фото нашей примеры на Симоновский сцене «По Руси». Фотограф – Яна Овчинникова


респект: https://vk.com/shulev.anatoly?w=wall491645_3977 Анатолий Шульев 26 апр 2024 в 12:32 Теперь обычное утро на работу провожу вместе с родными пейзажами и Домом Вахтангова (Владикавказ)

респект: https://vk.com/kirillkrok?w=wall-219064215_2238 30 апреля Дому Вахтангова во Владикавказе – 1 год! #ДомВахтангова #КлипыКультура видео: https://vk.com/kirillkrok?w=wall-219064215_2238

респект: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-52679152_37658 Театр имени Евгения Вахтангова 29.4.2024 в 19:50 Завтра, 30 апреля 2024 года, Дому Вахтангова исполнится 1 год. Первый год его новейшей истории, после того, как Театр Вахтангова решил восстановить историческую справедливость и восстановить дом во Владикавказе, в котором родился и прожил первые 20 лет основатель театра, гениальный режиссёр-реформатор Евгений Богратионович Вахтангов. Сегодня Владикавказ окутан ароматом цветущих каштанов. Только вот сирень из-за жары уже почти отцвела, но у самого Дома Вахтангова несколько веточек на молодых кустах ещё в цвету. Конечно, сейчас особенно ярко вспоминается, как гремел 30 апреля 2023 года на весь Владикавказ – а благодаря прямой трансляции, и на всю Россию – грандиозный концерт-открытие на площади Свободы. Запись концерта «Вахтангов. Путь домой» можно вновь пересмотреть онлайн в любой момент: https://vk.com/video-52679152_456239809 А если вам захочется приобрести для домашней коллекции подарочное издание диска с концертом и дополнительными материалами (о монтаже сцены, о репетициях, о самом концерте) — это теперь можно сделать на Озон: https://www.ozon.ru/product/kniga-film-kontsert-k-otk.. Тем временем, мы во Владикавказе в экспозиции Дома Вахтангова монтируем новые витрины: привезли сюда уникальные артефакты. Но подробнее расскажем только завтра! Нужно немножко подождать.

респект: https://vk.com/kirillkrok?w=wall-198927276_19460 iRYSTONTV 30.4.2024 в 17:00 «Восстанавливали с невероятной любовью и тщательностью: черепица кровли, каждый кирпич - всё находили той самой исторической эпохи, никакого новодела». 🎭 Дому Евгения Вахтангова – 1 год! 💫 Событие, вошедшее в историю. Место, окутанное волшебством и невероятной энергией. Старинная мебель 19 века, предметы быта, письма с подписью самого Евгения Багратионовича и даже элементы его гардероба. А на входе - чудом сохранившиеся отреставрированные двери дома. 🎭 Страшно представить, но дома, где родился великий режиссер, могло вовсе не быть. К счастью, благодаря совместным усилиям Театра Вахтангова при поддержке руководства РСО-Алания, Дом Вахтангова живёт и процветает! За год его посетили более 10000 человек, каждый день в музейную зону приходят 40-50 посетителей. В Арт-кафе состоялось 303 мероприятия (более 25 в месяц), на которых побывало более 12 000 зрителей. 🎥 А в выпуске тележурнала #СеверныйКавказ вы сможете окунуться в атмосферу дома и еще раз пройти с нами путь реставрации от идеи до воплощения. видео: https://vk.com/kirillkrok?w=wall-198927276_19460&z=video-198927276_456252978%2F6cee44b7172c405bd5%2Fpl_post_-198927276_19460

респект: https://vk.com/kirillkrok?w=wall13070963_24487 Кирилл Крок 30.4.2024 в 20:40 Друзья, думаю вы все уже догадались, что мы во Владикавказе! Сегодня не только для вахтанговцев, но и для всей культуры страны знаковое событие - нашему дорогому Дому Вахтангова один годик! Для нас это все равно, что именины самого маленького, желанного и любимого ребенка в семье. Мы прилетели из Москвы, чтобы вместе со всеми, кто нас любит во Владикавказе, отметить этот праздник! За год Дом Вахтангова завоевал огромный авторитет и уважение. Экспозицию посетили почти 10 тысяч человек, каждый день порог Дома переступает порядка 40-50 гостей. За год с 30 апреля 2022 года мы провели 303 мероприятия в Арт-кафе: творческие вечера вахтанговцев, друзей театра из различных регионов страны и артистов из РСО-Алания, моноспектакли, музыкальные и литературные программы, и так далее на которых побывали почти 12,000 зрителей. Долго думали, как же нам лучше отметить первый годик Дома. Были идеи сделать концерт, но потом, взвесив все за и против, отказались от этого, и как показал сегодняшний день - слава Богу! Мы сделали нечто гораздо более важное - пополнили экспозицию Дома уникальными артефактами, проливающими свет на юные годы Евгения Вахтангова. А помог нам в этом его величество случай. Во время оцифровки архивов мы обнаружили в музее Театра Вахтангова черную папочку, которую, как выяснилось, когда-то передала в дар театру на вечное хранение вдова режиссёра Надежда Вахтангова. Наши прекрасные сотрудницы музея - Маргарита Рахмаиловна Литвин и Ирина Леонидовна Сергеева в ту пору были ещё юными девочками. Художественный лидер Рубен Симонов им строго настрого запретил кому либо показывать или передавать эту папку. Вот они ее и хранили более 60 лет. И если бы не счастливый случай, то мы бы так и не узнали, что прямо у нас под носом есть подлинные документы, связанные с владикавказским периодом жизни Вахтангова. Это аттестат зрелости, письма к отцу, любовные открытки своей будущей жене, открытки друзьям-гимназистам и так далее. Только представьте, больше века прошло с тех пор, как все эти вещи перекочевали из этого дома в Москву, а сейчас вновь вернулись домой! Сегодня мы вместе с главой РСО-Алания Сергеем Ивановичем Меняйло, строителями, которые занимались реставрацией Дома, коллегами из учреждений культуры Владикавказа, журналистами и посетителями отметили годик Дому и представили все это сокровище на всеобщее обозрение. Я горжусь тем, что мы вернули Вахтангову Дом! Кроме того, как директор, я счастлив, что Дом эффективно работает и самоокупается. Да, мы не имеем здесь никакой прибыли, но цели такой и не ставилось. Радостно, что это пространство полюбилось людям - порой билеты на творческие вечера раскупаются на месяц вперёд. Я радуюсь, что культурная жизнь бьёт ключом не только в столицах России, но и здесь, во Владикавказе - культурной столице на Северном Кавказе. А летом, напомню, нас всех ждёт первый Всероссийский театральный фестиваль: "Вахтангов. Путь домой".

респект: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-52679152_37671 Театр имени Евгения Вахтангова 30.4.2024 в 12:55 Дорогие друзья! Поздравляем всех вас – всех нас – с днём рождения Дома Вахтангова! Воспоминаний так много, что даже не знаем, о чём сказать прямо сейчас. Может, о том, как ещё в 2013 году вахтанговцы: Римас Туминас, Кирилл Крок, Евгений Князев, – приезжали во Владикавказ открывать первый в стране памятник Евгению Богратионовичу Вахтангову, и поняли, что дом вот-вот исчезнет с лица земли, если его не спасти. Только вдумайтесь: ведь дома, где родился Евгений Вахтангов, могло уже не быть вовсе! И какое счастье, что созданный силами Театра Вахтангова при поддержке руководства РСО-Алания, Дом Вахтангова живёт! За год с начала работы Дом Вахтангова посетили более 10000 человек, каждый день в музейную зону приходят 40-50 посетителей. В Арт-кафе состоялось 303 мероприятия (более 25 в месяц), на которых побывало более 12 000 зрителей. Ура! С праздником!

респект: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-52679152_37681 Театр имени Евгения Вахтангова 30.4.2024 в 14:07 Из Владикавказа с любовью. Кирилл Крок. видео: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-52679152_37681

респект: https://www.mk.ru/culture/2024/04/30/dom-vakhtangova-vo-vladikavkaze-otmetil-svoy-pervyy- 30.4.2024 В 18:51 Дом Вахтангова во Владикавказе отметил свой первый день рождения Кирилл Крок гордится своим детищем, а результаты годовой работы Дома впечатляют Свой первый день рождения отмечает Дом Вахтангова во Владикавказе. Открытый год назад, он довольно быстро стал достопримечательностью города, местом притяжения жителей и гостей. Более того, стал культурным центром, который задает столичный уровень всем мероприятиям, проходящим и в городе, и в регионе. О том, как здесь отметили первый день рождения дома основателя знаменитого театра в Москве, — обозреватель «МК». Владикавказ в легкой дымке перед дождем, а кусты сирени возле Дома — любимого дерева Евгения Вахтангова — за год уже успели подрасти. Возле каждого табличка: кем были посажены ровно год назад: Вележева, Князев, Добронравов, Аронова, Вдовиченков, Купченко, Рутберг, Сотникова, Есипенко и так далее. Да, год назад под холодным проливным дождем и почти при минусовой температуре открывали восстановленный из руин дом основателя театра, поразивший всех тогда и красотой, и уютом, и домашней атмосферой. Как будто хозяева ненадолго вышли и вот-вот вернутся — так устроена мемориальная зона на втором этаже с артефактами своего времени. Здесь гармонично сочетаются исторические экспонаты, документы и современные технологии. На открытии собралось много народу: губернатор, местные чиновники, студенты театрального факультета, жители города, журналисты, полно камер. — У нас сегодня важный день, — начинает директор Вахтанговского Кирилл Крок, — самому младшему, а значит, самому любимому нашему ребенку мы отмечаем годик. Кирилл Крок гордится своим детищем, и результаты годовой работы Дома действительно впечатляют — за год его посетили 9719 человек, а это значит, что каждый день в музей приходят 40–50 человек. А в арт-кафе, расположенном на первом этаже, за 365 дней прошло 303 мероприятия, и на них побывали 11 696 зрителей. В ответном слове глава республики Сергей Меняйло, поддержавший в свое время проект по восстановлению Дома, подчеркнул роль столичного театра в сохранении родового гнезда Вахтанговых. Так и сказал: «Благодаря театру и лично вам, Кирилл Игоревич, дом сохранился, а мог исчезнуть с лица земли». И это та правда, с которой не поспоришь: я-то помню «воронью слободку» с 13 коммуналками в центре города, о которой сейчас здесь ничего не напоминает. Но день рождения — это не только речи, подобающие случаю, но еще и подарки, о которых мы узнаём после краткой официальной части. Что же получил Дом Вахтангова на свой первый год рождения? Вот это, пожалуй, самый интересный рассказ, не лишенный несколько детективного налета. В действующей экспозиции Дома прибыло — недавно открытые артефакты из личного архива Евгения Багратионовича, переданные музеем театра в Москве. Замдиректора Антон Прохоров ведет экскурсию и рассказывает, что коллекцию пополнил аттестат будущего режиссера с отметками об окончании гимназии во Владикавказе. Из него следует, что Женя Вахтангов учился так себе, был троечником, один раз его оставляли на второй год. — Сохранились гимназические журналы, где Женя с друзьями обменивались шутками, — рассказывает Антон Прохоров, — а еще по рукам гимназистов ходила книга «Антигона», на страницах которой они на уроке греческого писали друг другу бог знает что. Одна из записей звучит так: «Вахтангов — дура». В общем, дописались. В отличие от будущего супруга Надежда Байцурова с отличием окончила женскую гимназию в Тифлисе. Под стеклом уже заняла свое место афиша спектакля «Пробел в жизни», датированная 3 января 1902 года. Именно в этой постановке в этот день Евгений и Надежда впервые вместе вышли на сцену, где он играл роль аптекаря. Надо сказать, что при первой встрече Надежде этот «аптекарь» не понравился своим надменным, как ей показалось, видом. «Что это за Чайльд-Гарольд?» — спросила она подругу, но прошло немного времени, и она призналась, что влюбилась в гимназиста. Согласно открывшимся документам развеялись некоторые мифы: так, выяснилось, что будущая супруга Вахтангова была старше его на три года, а не младше на два, как считалось до сих пор. А знаете, что в день венчания, которое произошло в Москве в 1905 году, подарил своей суженой сын табачного фабриканта? Не бриллианты (отец отказал сыну в финансах и не дал благословения), а книгу лидера российских анархистов Кропоткина «Записки революционера». Открывшиеся документы показывают неизвестные стороны характера Евгения Багратионовича. Например, он всегда контролировал и записывал свои расходы, и, в частности, в записных книжках можно прочитать, в какую сумму ему обошлось венчание — в 33 рубля. Из них 10 пошло «на попа, а пять — дьякону», еще на свечи и флердоранж тоже. Во Владикавказ из Москвы привезли с десяток открыток из найденных 70, которые Евгений отправлял Надежде в основном из Москвы, а вот ее ответы супруг не сохранил или они утеряны. Можно почитать письма к сыну Сереже, который, кстати, отца никогда не звал папой, а обращался к нему как к Жене или Женьке. Два таких письма под стеклом так и подписаны. Так в чем детективность истории? Об этом поведала старейший работник музея театра Маргарита Литвин. Документы, которые приехали сейчас в Вахтанговский дом, хранились в Москве, в сейфе архива. Будучи еще молодыми сотрудниками, Литвин и ее коллега Ирина Сергеева в 1961 году поклялись Рубену Симонову, руководившему в то время театром, никому не давать эти документы, потому что директора, особенно в 90-е годы, относились к архиву без трепета. И только поверив в серьезность намерений Римаса Туминаса и Кирилла Крока по восстановлению Дома Вахтангова, с чистым сердцем передали их во Владикавказ. — Дорогой Евгений Багратионович, с первым днем рождения вашего Дома, — поднял бокал шампанского Кирилл Крок.

респект: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-219064215_2296 Дом Вахтангова (Владикавказ) 30 апр 2024 в 19:10 Подходит к финалу очередной рабочий день Дома Вахтангова – 30 апреля, день рождения Дома. За сегодня билеты на экспозицию приобрели 60 человек. А всего в апреле – 571. Говорят, для выставочных, экспозиционных пространств – это очень много. Впрочем, мы уверены, что для нас – это далеко не предел. В честь дня рождения Дома Вахтангова в экспозицию вошли артефакты, связанные с историей судьбоносного знакомства и дальнейших отношений Евгения Вахтангова с его будущей женой Надеждой Байцуровой, предметы раннего московского периода его жизни в Москве и многое другое. Например, удостоверение «о принадлежности к купеческому сословию» Евгения Вахтангова с адресом его проживания во Владикавказе – на улице Купеческой. А ещё — аттестат с отметками об окончании Гимназии, визитная карточка и экзаменационная книжка студента Императорского Московского Университета Юридического факультета, журналы мужской и женской гимназий со стихотворениями и статьями юного Вахтангова, письмо Доры Ремезовой, познакомившей Вахтангова с его будущей женой, письмо к сыну Серёже... На обороте одной из фотографий, дополнивших сегодня экспозицию – дарственная надпись Евгения Вахтангова Михаилу Егикову: «Ничего не сделав, не умри». Рефреном прозвучали слова Главы РСО-Алания Сергея Меняйло: «Дорогие друзья! Всегда рад тем людям и горжусь теми людьми, которые хотят в жизни что-то сделать, чего-то достичь. Благодаря Театру имени Евгения Вахтангова и его директору Кириллу Кроку этот Дом сохранился. И это правда. Всё идёт по нарастающей. Год назад в момент открытия мы говорили, что это новый центр притяжения Республики Северная Осетия - Алания. А через год, зная, сколько здесь было событий, мы говорим: это культурный центр притяжения всей России».

респект: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-52679152_37916 Театр имени Евгения Вахтангова 9.5.2024 в 19:30 Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения барда, композитора, поэта Булата Окуджавы. Человека, ставшего символом Арбата, написавшего знаменитые строки: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моё призвание. Ты — и радость моя, и моя беда». Ушёл он из жизни в 1997 году. Прощание проходило на сцене Театра Вахтангова – что было беспрецедентно, так как раньше такой чести удостаивались только люди, служившие в этом Доме на Арбате. Песню Окуджавы «Счастливый жребий» вахтанговцы исполнили во время концерта «Вахтангов. Путь домой» во Владикавказе в честь открытия Дома Вахтангова. К 100-летию со дня рождения барда предлагаем послушать её. видео: https://vk.com/vakhtangov_theatre?w=wall-52679152_37916&z=video-52679152_456239940%2F2a9f31bbb0099bebe9%2Fpl_post_-52679152_37916

респект: https://vk.com/kirillkrok?w=wall13070963_24837 Кирилл Крок 11.5.2024 в 13:09 Вчера прилетели в Ижевск, где ближайшие пять дней будут проходить «Большие гастроли» Театра Вахтангова. Город поразил меня своей открытостью и гостеприимством. Простой пример. Нас встретили в аэропорту, отвезли в гостиницу. Мы вытащили сумки и чемоданы из автобуса, зашли внутрь и были просто ошарашены! Встречали нас местные творческие коллективы Ансамбль «Италмас» и Перепечкин в национальных костюмах, с песнями и музыкой. Рядом с артистами стоял улыбающийся министр культуры Удмуртской Республики Владимир Соловьев, настоящий профессионал своего дела, чиновник от хорошего слова, директор Театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, на сцене которого нам предстоит играть спектакли, - Алексей Фомин, его заместитель, с которым мы готовили эту поездку. Вахтанговцам предложили прямо с порога отведать национальные удмуртские пирожки перепечи. У наших артистов сразу поднялось настроение... Я смотрел и думал: казалось бы, с одной стороны мелочь, а с другой - именно в таких мелочах часто и заключено нечто почти неуловимое, но очень важное, а именно: живое человеческое отношение. Как важно, когда люди не по должности подходят к гастролям, а по сердцу! Спасибо вам, дорогие коллеги, за такой роскошный приём! Вчера, когда встречались с Главой Республики Александром Владимировичем Бречаловым, я выразил ему своё восхищение состоянием Театра оперы и балета, в котором недавно был проведён ремонт. Потрясающее фойе, очень хороший и уютный зрительный зал, сцена оснащена световым и звуковым оборудованием, - мы привезли с собой совсем малость из своего оборудования. Попросил Главу Республики обратить внимание на то, что закулисная часть требует внимания. И что вы думаете? Сказал, мол, да, средства изыщем, не такая уж и большая сумма требуется, чтобы отремонтировать коридоры и гримёрные комнаты. Очень надеюсь, что через какое-то время следующие гости, кому посчастливится играть на сцене этого прекрасного театра, будут весьма обрадованы. Мы очень рады возможности встретиться со зрителями из Ижевска и Республики Удмуртия. Я тронут тем, как люди последнюю неделю переживали, писали в соцсетях, мол, а приедут ли все заявленные артисты, состоятся ли вообще эти гастроли, не обманут ли? Поверьте, мы – вахтанговцы, никогда не обманываем наших зрителей, где бы вы ни находились – в Москве ли, в Ижевске или любом другом городе России. Всегда свои обещания выполняем. Сегодня открываем гастроли спектаклем Римаса Туминаса «Война и мир», который сыграем дважды, после – столько же раз покажем «Евгения Онегина». В добрый путь! Наши гастроли проходят в рамках программы Большие гастроли, при поддержи Министерства Культуры 🇷🇺 и Росконцерта Министерство культуры

респект: https://www.teatral-online.ru/news/35340/?ysclid=lw1yuuyu1p265479001 11 Мая 2024 00:00› АНАТОЛИЙ ШУЛЬЕВ: «ПОСЛЕДНИХ РОМАНТИКОВ ЭПОХИ СОБИРАЮ СО ВСЕЙ СТРАНЫ» ТАТЬЯНА ВЛАСОВА | ФОТО: ЖЕНЯ ЕЖОВА Главный режиссер Театра Вахтангова выпустил премьеру «Повести Пушкина». О трех соснах-великанах на сцене, поездке в Пушкиногорье и неслучайных совпадениях поговорили после первых показов. Конечно, разговор зашел и о мастере Римасе Туминасе, и о миссии театра, который должен «обнимать» человека, и когда ему плохо, и когда хорошо. – Анатолий, с какими мыслями о Пушкине вы подошли к премьере? Говорят, Александр Сергеевич – из числа светлых гениев, из той же породы, что Моцарт, Чаплин, «Битлз», «солнечные ребята, которые нам всем помогают жить». – Он видит и хочет показать нам в первую очередь светлые стороны человека, даже в каких-то тёмных ситуациях, – не вытаскивать всё тёмное, а наоборот... как-то исцелять. Это и есть тот посыл, за который мы любим Пушкина. При том что судьба у Александра Сергеевича была совсем не простая, и сам он был как будто довольно вздорный человек, метущийся. Но, конечно, очень верил в людей, что редко встречается вообще-то. Потому что многие обычно быстро разочаровываются друг в друге. – Зимой вы с командой спектакля ездили в пушкинские места… – В феврале. Долго искали даты для этой поездки. Собраться никак не получалось, потому что репертуар не позволял. Потом уже решили: всем вместе не вырваться, но хоть кто-то съездит. Мы прибыли в Пушкинские горы и вдруг осознали, что 8 февраля – это день, когда Пушкин стрелялся, а 10-го он умер. И как раз в эти дни мы оказались на его могиле, в Святогорском монастыре. С тех пор еще больше стал верить в неслучайные совпадения. В общем-то, об этом и наш спектакль. Поэтому выпуск был наполнен моментами, когда ясность решений приходила из-за комплекса обстоятельств, который как будто дан был свыше – именно в этот момент, именно с этим распределением, именно на этом материале. – Эта поездка работала только на тимбилдинг или на постановку тоже? – Она задумывалась как поездка, которая бы нас объединила. Но когда мы, наконец, отправились, два месяца репетиций были уже позади. То есть команда уже сложилась, и это путешествие понадобилось скорее для того, чтобы проверить какие-то вещи, увидеть воочию. Интересно, что, когда мы ехали в Пушкиногорье, началась метель – и всё замело, а когда прибыли туда, вокруг не было ни людей, ни следов их пребывания (только дорожки расчищены). Когда мы ходили по Тригорскому, Михайловскому, казалось, наследили здесь первыми. Ощущение первозданной природы не оставляло. Барханы снега повсюду и гигантские, невероятных размеров, сосны… Это же всё в трех соснах происходит, если говорить про спектакль. Когда поделился замыслом с женой, давней поклонницей Пушкина, она посоветовала: «Прочти стихотворение «Вновь я посетил» про три сосны». Я сразу понял: «Ну, видимо, это судьба», – и, собственно, решился делать «Повести Белкина», когда заново открыл для себя эти стихи. Красота. Понятно, почему эти места давали Пушкину поэтическую силу. – И теперь понятно почему на сцене – три гигантских сосны. – Да-да, герои Пушкина в них блуждают. Образ понятный, русскому человеку особенно. И заблудиться в трех соснах можно, и найти что-то для себя... – Пушкин в своей прозе занимался «тайнописью». В «Повестях Белкина» это тоже есть? То, что зашифровано и надо расшифровать. – Есть. Пушкин зашифровал там очень много личных переживаний, штрихов собственной биографии. Практически каждый герой – это его прототип. В «Выстреле», например, и тот, и другой дуэлянт – сам Александр Сергеевич. Он и граф, жующий черешню на дуэли, и Сильвио, который каждый день готовится к поединку – делает по 20, 40, 80 выстрелов. Знаете, что Пушкин носил тяжеленную трость, чтобы тренировать руку? Везде – он и его собственные воспоминания. – В прошлый юбилейный год Пушкина в РАМТе ставили цикл спектаклей по «Повестям Белкина» в камерных пространствах, вскрывали разными ключами. Почему Вы решили их объединить? – Мне показалось, что они работают как целое. Почему эти повести так увлекают? У них очень высокая плотность, каждая строчка – как отдельная судьба, а между первой и второй раскручивается целая история. И возникает ощущение, что времени нет. Мы воспринимаем время как движение, а современные научные концепции (и они мне очень нравятся) объясняют его как скачки между параллельными пространствами. В «застывшей» Вселенной, статичной самой по себе, есть бесконечное множество вариантов развития событий. И наша воля, как искорка, скачет. Каждая секунда – какой-то поворот. А то, что воспринимается как течение времени, – и есть эти скачки. Значит, прошлого и будущего нет. И в «Повестях Пушкина» мы показываем, как они переплетаются, – в какие-то моменты уже непонятно: эти люди идут по обстоятельствам вперед или, может быть, назад отматывают воспоминания. – Перед премьерой вы говорили, что эта постановка, в том числе, о «хитросплетениях судьбы». Как теперь относитесь к неслучайным случайностям? – Много было в жизни странных совпадений, а последнее время становится еще больше. И сейчас, на выпуске, это изобиловало. Я бы, может, и хотел сказать себе, что это просто случайность, но слишком уж четко складывается – как будто специально «подстроено». Как будто мир чуть сложнее устроен, чем кажется на «поверхности». В спектакле это тоже заложено. Например, «Станционный смотритель». Да, конечно, история трагическая. Но в силу того, что он человек простой, Самсон Вырин не осознал замысла Вселенной. Она ведь исполняет наши глубинные желания. Не те, которые мы проговариваем, а те, которые в самой глубине спрятаны. Он же, по сути, всю жизнь хотел, чтобы дочка была счастлива. Но, к сожалению, это желание было несовместимо с условиями их жизни на станции. Чтобы дать девушке шанс, надо было её отпустить в Петербург. И отцовское желание, оно же в общем-то сбылось: счастливый брак, четверо детей, богатое поместье… – Инсценировку вы писали сами. Сложился свой внутренний сюжет в итоге? – Да, это годовой цикл, круг жизни. Начинаются «Повести» летом, а заканчивается весной – и всё оживает в финале. Первая версия инсценировки была написана несколько лет назад. И там уже был человек дороги, который путешествовал через эти истории, через время, через Россию. А потом, когда появились три сосны, появились времена года, она начала обрастать подробностями, которые сами выстроились в последовательность за счет этого образа. На репетициях гораздо быстрее идет процесс, чем на бумаге. В итоге в инсценировку притянуло много стихов, деталей. Приходилось переводить прозу в диалоги, где это было возможно, где они были намечены у Пушкина (вообще их в «Повестях Белкина» немного). Отдельные фразы – то, что могло органично вплестись – я брал из других пушкинских текстов. …Не представляю, в каком еще театре и с каким художником я мог бы выпустить настолько технически сложный спектакль. Максим Обрезков и Театр Вахтангова – это почти неограниченные возможности. Задумывают сложно и делают качественно. – Как складывались ваши отношения с Театром Вахтангова, какие ниточки вас связывали до того, как вы стали главным режиссером? – Я учился у Римаса Туминаса. Наш курс он набрал, когда только возглавил Театр Вахтангова. Поэтому, собственно, мы видели, как он создавал то, что имеем сейчас. После выпуска я первым делом пошел в другой театр. Именно потому, что Римас Владимирович говорил об этом как о правильном начале. И я подумал, что это правильно: не оставаться там, где ты был учеником, а формироваться в стороне, не в «домашних условиях». Отношения с Туминасом у меня были легкие, шутливые, потому что ему не приходилось быть за меня ответственным. А если бы я тут остался, пытался что-то предъявить, какие-то постановки под руководством, под присмотром мастера делать, наверно, они бы осложнились. Я осел в Маяковке, работал отдельно. Туминас иногда приходил, иногда мы собирались режиссерской группой, как это было, когда Театр Вахтангова готовился к 100-летию. Но вообще это было всегда… Мы рады были друг друга видеть. Шутили. Он говорил: «Как там, на твоей стороне, солнце светит?», – а я: «Да-да, светит не только у вас, у нас там тоже всё в порядке с погодой». И тем приятнее было, когда после премьеры «Амадей» мне предложили остаться. Видимо, и время пришло, и Туминас это поддержал. Я подумал: «Ну, если зовут, значит надо соглашаться». Думал недолго. Один день. Ответственность, конечно, большая. Но я руководствовался тем, что надо идти туда, где ты нужен. Хорошо, если это совпадает с твоими желаниями. Здесь совпало. – Да, конечно, ответственность колоссальная – принимать эстафету у Туминаса, у Бутусова. Не давит она на вас? Не мешает работать? – Нет, как ни странно. Должна была бы давить, но чувствую, скорее, азарт, определенную творческую свободу и радость от того, что в театре создалась очень правильная атмосфера, как и отношение к делу – колоссальная работоспособность артистов, помноженная на невероятный талант всех поколений, и какая-то трепетность в репетиционном процессе… Уж не знаю, чья это заслуга, но здесь ты можешь просто заниматься творчеством – не борьбой, не спорами, не склоками. Просто сочинять. Ну и, конечно, в Театре Вахтангова очень сильная административная команда, начиная с директора и закачивая всеми службами, цехами. Здесь открываются такие возможности, что они перевешивают все страхи и риски. – Театр Вахтангова, как и «Ленком», – директорский театр. Главный здесь – директор. В этой модели какой у вас функционал, какой круг обязанностей? – На самом деле, все творческие дела: формирование репертуара, поиск режиссёров, решений по будущим премьерам. Разумеется, я всё это собираю, планирую, потом презентую – именно для того, чтобы не ошибиться. Мы собираемся с директором, с главным художником – смотрим, обдумываем, взвешиваем. Мне кажется, это очень верный подход – делить иногда ответственность: когда сходится несколько взглядов, вероятность ошибки уменьшается. – Значит, приглашение режиссёров со стороны – в вашей власти. – Да, активно смотрю работы. Сначала мне прислали видео, но по записи вообще ничего невозможно понять – как человек работает с артистами, с пространством. Я только вживую могу это оценить. Последних романтиков эпохи собираю со всей страны. Мы – романтический театр. Нам хочется и в человека верить, и надежду давать – чтобы какое-то ощущение праздника было в зале, причем с разными тональностями. То есть оно может быть и минорное, и мажорное, но именно ощущение спектакля как события. – За эти два сезона у кого из приглашенных режиссёров случился полный контакт с командой и попадание спектакля не в молоко, а почти в десятку? – Бывает, что у режиссера – очень сложный контакт с артистами, но спектакль удачный. А бывает наоборот – на репетициях идеальная атмосфера, но результат не впечатляет – ну, неплохо, не более того... Наверно, из премьер этого сезона самая сильная работа – «Повесть о Сонечке» Влада Наставшева. Это высокое достижение. Они большие молодцы. Долго работали. Очень непросто. С начала репетиций сменилось, по-моему, всё и все – одна Евгения Крегжде осталась от первоначального состава. Работа иногда подвисала, шла с остановками, со страхом, что вообще премьера может не случиться. Но так тоже бывает: сначала тяжело-тяжело, а потом – раз, и превосходный результат. Еще в начале сезона у нас вышла «Ночь перед Рождеством» Олега Долина. Тоже, мне кажется, очень изобретательный, атмосферный спектакль. – Римас Туминас мог подправлять, «подтягивать» спектакль, мог даже закрыть, если посчитал неудачей. Вы это тоже практикуете? – По-разному. Зависит от режиссера. К кому-то не подступишься. Может, и не надо... Но это всегда сложный момент. Я отслеживаю работы на этапе защиты идеи и на этапе сдачи. Наверно, надо больше разговаривать с режиссерами в процессе, держать руку на пульсе. Тогда вероятность того, что придется лезть в работу уже на выпуске, уменьшается. – А если вспомнить сдачу вашего спектакля «Дурочка», в 100-й сезон, как это было? Какие Римас Туминас давал комментарии? – Мне хотелось тогда поставить что-то совсем легкое, воздушное, как летняя дымка. «Дурочка» такой и получилась, и, в принципе, вышла легко. За исключением одного забавного случая, который много говорит о Туминасе. Накануне выпуска Римас лежал в больнице, несколько премьер сыграли без него. Вдруг он возвращается. Встречаю в буфете. «Походил тут по спектаклям, – говорит. – Что-то мне не нравится... Буду снимать» – «Ну, если считаете нужным, конечно…». На следующий день – первый выход на сцену «Дурочки». Заходит Римас Владимирович. 11 утра, еще ничего не происходит, просто стоят артисты, проверяют, первую сцену, бу-бу-бу, свет чуть горит… Он посмотрел-посмотрел на это, нахмурился и ушел. Потом прибегает мой помреж, бледный, и говорит: «Ну всё, Римас решил, что не будет спектакля. Решил вообще закрыть». Памятуя наш прошлый разговор, я подумал: «Зачем я вообще согласился? Нормально жил себе в Театре Маяковского», – и решил идти драться практически. Забегаю к Римасу и говорю: «А ну-ка, пойдемте – сыграем Вам полчаса». Он говорит: «Ну, давай-давай. Порепетировал?» Захожу в зал: «Так, первые 15 минут. Играйте две сцены. Быстро». Артисты меня спрашивают: «Что случилось?» Говорю: «Ничего. Просто играйте». Играем. Римас смотрит сумрачно на сцену, на меня… Потом вдруг встает и говорит: «Ну, ладно, так уж и быть... С первым апреля тебя!» – «Я вас убью!» Наверно, он рассчитывал, что я сразу пойму, что это шутка. Но вот – подловил. 15 минут высиживал и ждал, соображу я или нет. Это было жестоко. Потом смешно. – Свою первую встречу с мастером помните? – Запомнились наши первые встречи, когда мы с сокурсниками собирались в кабинете Римаса Владимировича, наше вводное общение на околорежиссерские темы. Помню, что ни черта не понимал, потому что он говорил тогда на смеси русского и литовского, с трудом подбирал слова. Но мы были заворожены его голосом, его подачей. Улавливали отдельные фразы и потом достраивали у себя в голове, собирали «мозаику». Но я видел, как с течением времени в наших разговорах у Римаса накапливались образы, и как они потом выносились уже на публику. Мне кажется, для него это была отдельная форма творчества – разговоры, в которых он собирал свои истории, выкристаллизовывал мысли – и делился ими. Мы очень много времени в начале обучения проводили вечерами на Арбате. Наверно, потому что он спустя полтора года в Театре Вахтангова был немножко чужим, а тут вдруг набрал студентов – своих. Мы-то смотрели на мастера снизу вверх, восхищались им. И практически каждый день оставались после занятий пообщаться. То есть днем мы видели, как он репетирует, а вечером он рассказывал, что ему понравилось, а что нет, что получилось, а что не очень. Советовался: «А как вот это придумать? Может, так?..» И потом придумывал еще лучше, чем предлагал до этого. – У каждого педагога – свой стиль общения со студентами. Не мне Вам говорить, Вы же еще ГИТИС прошли до «Щуки». Какой эта манера общения была у Туминаса? – Трикстерская, я бы сказал. То есть не было середины. Он был либо очень мягок, нежен, как будто ты его сын, друг, либо чрезвычайно жесток, насмешлив. Этот «режим» включался на показах, когда мы сдавали спектакли, но именно для того, чтобы показать, что можно сделать лучше, перестать, грубо говоря, надстраивать над текстом себя. Говорил: начни с простого, попытайся поставить то, что написано, а потом уже раскрыть глубину. Требовал, чтобы всегда возвращались к тексту. Если зашел в тупик, ну, вернись назад, открой снова книгу, перечитай – обязательно найдется решение. Интересно было наблюдать Туминаса на репетициях. Одно дело слушать, что он говорил, и совсем другое – видеть сам процесс: как собирается спектакль, какие замечания артистам «работают». Потому что, на самом деле, всё делается не по правилам, все «заветы» нарушаются – а получается гениально. – Когда вы пришли в Театр Вахтангова, почувствовали это место своим? Были здесь свои люди? – В Театре Вахтангова – все свои. Потому что многие артисты видели, как я тут «рос», ходили ко мне на премьеры в Маяковке – мы с уважением относились друг к другу. Вернувшись сюда, я получил авансом доверие. Стараюсь это отношение оправдывать и не делать резких движений, прислушиваться к театру, к людям, заботиться о них. Хочется всех приютить, никого не обделить, хотя труппа – сто с лишним человек. – Как Вам кажется, какой театр по звучанию нужен именно сейчас? Какой есть запрос у зрителя, у времени? – Мы сыграли премьерный блок «Повестей Пушкина», и я убедился, что особенно сейчас есть потребность в лирике, даже в какой-то сентиментальности. Не слезливости, а именно мягкости на сцене, чистоты. Очень много шума негативного в мире – из-за того, что много источников информации. Мы уже не можем от них отключиться, к сожалению, подсели на это всё. И «свежего воздуха», ясности и нежности человеческой катастрофически не хватает. Театр должен «обнимать» человека: когда ему хорошо и когда ему плохо. Не бояться этого. Некоторые режиссеры надевают маску мрачного гения и рассказывают о разрушении, о мраке, чувствуя некое превосходство и силу интеллекта. Но мы видим на примере Пушкина, насколько гениальный человек – тут не поспоришь, – насколько он мог быть нежным, ранимым, сентиментальным и любить людей во всех их проявлениях. Александр Сергеевич давал почувствовать человеческое достоинство. И мы пытаемся, чтобы все артисты и герои на сцене, даже в самых сложных обстоятельствах, оставались красивыми в самом широком смысле слова.



полная версия страницы